АПК в ожидании новых сделок
Число слияний и поглощений за первое полугодие этого года сократилось на треть
Изменение экономической ситуации в России не могло не отразиться на активности участников рынка M&A. Многие из владельцев бизнеса решили повременить с продажей активов. Поэтому по итогам 2022-го объем сделок вряд ли приблизится к показателю прошлого года — более $1,5 млрд. Тем не менее отдельные слияния и поглощения в АПК все-таки происходят. Под влиянием каких трендов будет развиваться сектор в перспективе, расскажет автор этой статьи.
В 2021 году на рынке M&A в АПК наблюдалось несколько ключевых трендов. В частности, постепенный рост активности в данном секторе, хотя доля отрасли в общем объеме сделок по слиянию и поглощению остается невысокой (около 6 %).
У аналитиков имеются разные подходы к тому, какие сделки можно отнести к агропромышленному направлению. Так, в соответствии с данными аналитического агентства AK&M по итогам прошлого года объем сделок M&A в сельском хозяйстве составил $1545 млн против лишь $188 млн в 2020-м, в пищевой промышленности — $367 млн против $256 млн соответственно. Также к сделкам в АПК можно отнести несколько крупных переходов активов в транспортном секторе: в 2021-м их объем составил $211 млн, в 2020-м — $116 млн. Сюда вошли покупка-продажа элеваторов, терминалов и инфраструктуры для растениеводства
В то же время в расчеты AK&M за прошлый год не попала крупная сделка по реализации российского бизнеса немецкой Toennies Fleisch — компании «АПК Дон» — в пользу CP Foods (Таиланд), покупка ГАП «Ресурс» агрофирм ГК «Интегра» и несколько других сделок в 2020 и 2021 годах. Поэтому фактически общий объем рынка M&A в АПК в широком смысле по итогам 2021 года мог достигнуть $3 млрд против $607 млн в 2020-м. То есть в денежном выражении этот показатель вырос в пять раз. Количество же сделок составило 56 против 44 соответственно, а средняя их стоимость увеличилась с $14 млн до $54 млн.
Самыми крупными сделками по итогам прошлого года стали объединение ГК «Рост» с «Долиной овощей» (тепличный бизнес), продажа активов «АПК Дон» группе CP Foods (основное направление — производство свинины) и приобретение 100 % долей «Зигранд» компанией «ЗЭТ-Холдинг» (вылов краба). На них суммарно пришлось $944 млн, или 39 % рынка. В сегменте овощей закрытого грунта были и другие сделки: ГК «Рост» купила также тепличные комбинаты «Чурилово» в Челябинской и Курганской областях, комплекс «Агаповский» у Россельхозбанка и СХП «Теплицы Белогорья» у Сбербанка. Консультантом продавца по сделке продажи ГК «Чурилово» выступил РСХБ, который сейчас активно развивает инвестбанковское направление (M&A-консультирование и сложные кредитные сделки).
Традиционно ключевыми сделками на рынке по-прежнему оставались выкупы проблемных и предпроблемных активов в виде имущества. В 2021 году на них пришлось около $704 млн, или 23 % всех M&A. В том числе сюда можно отнести приобретение ГК «Черкизово» имущества «Белой птицы — Курск», а ГК «Русагро» — активов холдинга «Солнечные продукты». Также на рынке прошли крупные сделки по купле-продаже прав требований (к примеру, ГАП «Ресурс» приобрел права требований по кредитам «Белой птицы»), но до момента перехода активов к кредитору они не учитываются в сделках M&A.
Основными участниками на рынке слияний и поглощений в АПК остаются российские крупные стратегические инвесторы (см. таблицу). Наибольший интерес игроки проявляют к растениеводческим активам и к инфраструктуре (элеваторы, порты, транспортировка зерна). В том числе такой интерес наблюдается со стороны крупных мукомолов и производителей хлебобулочных изделий в рамках снижения зависимости от цен на зерно за счет покупки растениеводческих предприятий.
Крупнейшие игроки на рынке M&A в 2021 году
Рост маржинальности бизнеса в агропромышленной отрасли в последние два года усилил интерес к сектору со стороны непрофильных игроков. В частности, активность в этом направлении проявляют Владимир Лисин («Новолипецкий металлургический комбинат»), Олег Дерипаска («Русал»), Андрей Кузяев («Эр Телеком»), Андрей Комаров (экс-владелец «Челябинского трубопрокатного завода»), воронежский экс-сенатор Глеб Фетисов (в 2021 году приобрел у ВТБ компанию «Иррико»), а также брат губернатора Московской области Максим Воробьев (выкупил в рамках SPO 6 % ГК «Русагро»). Наиболее привлекательными активами для этих инвесторов являются растениеводческие компании, маржинальность которых может достигать до 50 % от выручки.
Еще один тренд, укрепившийся с прошлого года, — усиление вертикальной интеграции: в связи с высокой инфляцией и ростом затрат многие холдинги за счет обеспечения контроля расходов на всех этапах производства пытаются снизить риски для бизнеса. При этом в целом на рынке M&A отмечается невысокая прозрачность активности, значительная часть сделок осуществляется без участия внешних консультантов и на двусторонней основе.