«Я видела, как погибла моя дочь»: почему Агнии Барто писали тысячи таких писем
«Пятилетнюю дочь убили на моих глазах… Сына отправили в детский приемник». Агния Барто прочитала десятки тысяч таких писем. Но почему люди присылали их детской поэтессе?
Все мы знакомы со стихами Агнии Барто — о Тане, которая горько плачет, промокшем до ниточки зайчике и бычке, который, того и гляди, упадет. Но мало кто знает, что творчество было не главным делом жизни поэтессы.
Поэма Агнии Барто, которая спасла семью
Во время войны и после нее Агния Барто нередко бывала в детских домах и приемниках, куда попадали неопознанные дети, которых собирали в пустых домах, на вокзалах и бомбоубежищах. Это были исхудавшие малыши и подростки, которые мечтали об одном — снова встретиться со своими родителями, вернуться домой к собаке Джульбарсу, сказкам, которые читает мама на ночь, сестрам и братьям, с которыми так весело играть в соседнем заброшенном саду.
Эти визиты навсегда остались в памяти Агнии. В 1947 году она написала поэму «Звенигород» о местном детском доме, куда попадали такие «потеряшки». После того как произведение увидело свет, Барто получила первое письмо от женщины по имени Софья, которые в военные годы была разлучена с дочерью. Агния не стала ограничиваться ответом со словами сочувствия — она решила попытаться найти девочку. Поэтесса написала несколько запросов в разные инстанции, и — о, чудо! — они помогли. «Поэзия плюс милиция», — так говорила потом Агния Львовна о секрете своего успеха.
Софья воссоединилась со своей дочерью Ниной, а вскоре в журнале «Огонек» вышла статья об этом. После публикации Агнию Барто завалили сотнями таких же посланий: родители просили помочь им с поиском детей, уже выросшие мальчики и девочки продолжали надеяться на встречу с близкими… Воспоминания детдомовцев были туманными: ни имен, ни названий улиц, лишь рассказы о том, как отец ловил сбежавшую морскую свинку сачком или сестра сделала из щепки и нитки мандалину.