Сюита «Время, вперед!» Георгия Свиридова звучит в заставке программы «Время»

Культура.РФСобытия

7 фактов о сюите «Время, вперед!»

Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но уже несколько десятилетий она звучит в заставке новостной программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Рассказываем об истории известного произведения.

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
474.231
Композитор и пианист Георгий Свиридов. Москва, 1994 год. Фотография: Валентин Кузьмин / ИТАР-ТАСС

Сюиту Георгий Свиридов написал к кинофильму «Время, вперед!»

Автор мелодии Георгий Свиридов родился в 1915 году. Первые музыкальные произведения он написал в 20 лет, но настоящая известность к нему пришла почти в 50 — в 1964 году. Тогда на советские киноэкраны вышел кинофильм «Метель», в котором звучала музыка Свиридова.

Вскоре режиссер Михаил Швейцер предложил композитору написать сюиту для его будущего фильма «Время, вперед!» по повести Валентина Катаева. Георгий Свиридов вспоминал: «И мне пришла в голову мысль сразу же мелькнувшей в моей голове острой ритмической формулой сделать такую маленькую кинопанораму… В те годы я работал довольно быстро, и новую запись музыки, написанную без учета хронометрических мерок, мы сделали тут же».

На первой записи композитор сам сыграл сольную партию на рояле

Сюита «Время, вперед!». Исполняет Георгий Свиридов

Исполнять сюиту должен был симфонический оркестр. Чтобы не тратить много времени на репетиции, на записи сольную партию фортепиано композитор сыграл сам: рояль задавал нужный темп и экспрессию. Главный мотив произведения исполняли на духовых инструментах.

Музыку наложили на архивные видеозаписи 1930-х годов, чтобы перенести зрителя в эпоху индустриализации. Свиридов писал в дневнике: «Швейцер сделал блестящую киноэкспликацию под эту музыку, кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло. Это оказалось в полном смысле слова находкой Швейцера, которую многие киноспециалисты изрядно начали эксплуатировать».

Название сюиты было заимствовано из строк Маяковского

Поэт Владимир Маяковский. Москва, 1924 год. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Валентин Катаев, автор повести, в названии использовал строки из пьесы Владимира Маяковского «Баня». В ее заключительной части звучит «Марш времени»:

Взвивайся, песня,
рей, моя,
над маршем
красных рот!
Впе-
ред,
вре-
мя!
Вре-
мя,
вперед!

Заголовок повести унаследовал фильм, а вместе с ним и главная музыкальная тема.

Наиболее известной стала 6-я часть сюиты

Сюита «Время вперед!» в 6 частях. Музыка Георгия Свиридова. Исполняет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Фрагмент концерта, посвященного 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Запись в Большом зале Московской консерватории. 1975 год

В 1968 году композитор впервые опубликовал сюиту полностью. Она состояла из шести разнохарактерных частей. Например, в неторопливом «Уральском напеве» можно было услышать и азиатские мелодии, и русские лирические мотивы. Во второй части — задорной «Частушке» — некоторые инструменты подражали звучанию балалайки. Также в состав сюиты вошли «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь» и еще один фрагмент, который так и назывался — «Время, вперед!». Именно он и стал самым известным из всей сюиты. «Время, вперед!» исполняли не только в СССР — эту мелодию можно было услышать в эфире западных радиостанций.

Заставка для программы «Время»

Заставка программы «Время». Изображение: ru.wikipedia.org

В том же 1968 году сюита «Время, вперед!» Свиридова впервые прозвучала на телевидении. Ее использовали в качестве заставки новостной программы «Время» Центрального телевидения Гостелерадио СССР (сегодня — Первый канал). Вскоре музыку назвали «слишком тревожной» и попросили переписать ее «потише». Композитор проигнорировал эту просьбу. В начале 1980-х годов сюиту сняли с эфира: советские войска вошли в Афганистан, и на телевидении посчитали, что она может звучать как объявление войны. Однако через несколько лет музыкальный фрагмент снова стал предварять выпуск новостей. Чтобы сэкономить эфирное время, сюиту сократили. «Так или иначе, — писал в мемуарах Свиридов, — музыка «Время, вперед!» еще несколько лет открывала передачу, под конец от нее остался жалкий огрызок».

Мелодия меняла свое звучание на более современное дважды: в 1996 году аранжировку подготовил композитор Сергей Чекрыжов, а в 2000 году — Олег Литвишко. Ее можно услышать на телевидении и в наши дни.

Свиридов не получал гонорары за использование музыки

Композитор и пианист Георгий Свиридов (в центре) после авторского концерта. Санкт-Петербург, 1992 год. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Сюиту «Время, вперед!» использовали не только в новостях, но и во многих документальных и художественных фильмах. Одна из кинолент, по воспоминаниям композитора, даже вошла в программу зарубежного кинофестиваля и получила приз. Как правило, режиссеры не спрашивали разрешения у Свиридова. Композитор писал в мемуарах: «За все это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. <...> Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».

Сюита прозвучала на открытии Олимпийских игр в Сочи

Открытие XXII Олимпийских игр. Сочи, 2014 год. Фотография: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС

На открытии XXII Олимпийских игр в Сочи в 2014 году зрителям показывали масштабный спектакль, посвященный истории России. Сюитой «Время, вперед!» Георгия Свиридова озвучивали эпоху авангарда. Сотни танцоров в контрастных черно-красных костюмах исполнили «супрематический балет». Вместе с ними на сцене появлялись стилизованные тракторы, сеялки, громадные шестерни и различные механизмы. Специальную версию «Времени» подготовил композитор и продюсер Игорь Матвиенко.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета

Как работает наше внимание?

Forbes
Жизнь после апокалипсиса Жизнь после апокалипсиса

Мировые газовые рынки демонстрируют признаки выхода из отраслевого кризиса

Эксперт
Традиционные роли: как женщины основали театр кабуки, а теперь отвоевывают право играть в нем Традиционные роли: как женщины основали театр кабуки, а теперь отвоевывают право играть в нем

Первая труппа японского театра кабуки состояла из женщин

Forbes
Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

Развитие технологий очень тесно связано с динамикой неравенства во всем мире

Forbes
10 спутников Солнечной системы, подходящих для колонизации 10 спутников Солнечной системы, подходящих для колонизации

Не только Марс: какие планеты Солнечной системы можно колонизировать

Популярная механика
Это не любовь. Что не так с новой BMW M4 (кроме ноздрей) Это не любовь. Что не так с новой BMW M4 (кроме ноздрей)

Баварцы сделали самую мощную и быструю машину в истории M3/M4

РБК
Еще «Поехали!» скажи: зачем человеку космос Еще «Поехали!» скажи: зачем человеку космос

Почему человека тянет в космос

РБК
«Очень уж хочется не делать ничего обычного» «Очень уж хочется не делать ничего обычного»

Актер Иван Мулин — о пробах в «Очень странные дела», страхах и сомнениях

Esquire
Если бы мне сказали Если бы мне сказали

Поэт Вера Полозкова – о сложном и счастливом в своём родительстве

Домашний Очаг
Мария Каллас, любящая и страдающая. Впервые на русском языке выходит книга писем и воспоминаний великой певицы Мария Каллас, любящая и страдающая. Впервые на русском языке выходит книга писем и воспоминаний великой певицы

Письма и воспоминания великой оперной дивы Марии Каллас

СНОБ
«Он великолепен, но я не хочу работать с ним снова»: история Стива Перлмана, который помог появиться Android и Smart TV «Он великолепен, но я не хочу работать с ним снова»: история Стива Перлмана, который помог появиться Android и Smart TV

Перлман ушел из Apple и Microsoft и продал несколько стартапов

VC.RU
Мы долгое эхо друг друга: почему разрушаются тандемы и как этого избежать Мы долгое эхо друг друга: почему разрушаются тандемы и как этого избежать

Когда следует садиться за стол переговоров, чтобы сохранить бизнес-тандем?

Forbes
«Зарплаты хватает на еду и жизнь без изысков». Монологи предпринимателей, которые зарабатывают меньше, чем когда работали по найму «Зарплаты хватает на еду и жизнь без изысков». Монологи предпринимателей, которые зарабатывают меньше, чем когда работали по найму

Есть миф, что свой бизнес — это больше денег и меньше работы

Inc.
Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Их богатства — не деньги в банке, а их компании, которым нужно развиваться

Forbes
Когда в России появились первые зоопарки? Когда в России появились первые зоопарки?

История появления зоопарков в России

Культура.РФ
Жидкая вода на Марсе могла существовать благодаря ледяным облакам Жидкая вода на Марсе могла существовать благодаря ледяным облакам

Огромные облака могли создавать на Марсе парниковый эффект

Популярная механика
POINTER: новой системе спасения пожарных не мешает ни дым, ни огонь POINTER: новой системе спасения пожарных не мешает ни дым, ни огонь

POINTER. Технология, позволяющая выявлять пожарных внутри зданий

Популярная механика
Кровать для президента Кровать для президента

Что скрывает секретный бункер в Ярославской области

Наука
Русские сезоны Русские сезоны

Михаил Зыгарь и Родион Чепель рассказывают, как там в Териберке

Собака.ru
Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья

Заповеди религий чем-то похожи на советы из стенгазет в поликлиниках

Maxim
DJ Эва Вострокнутова о профессии, целях и поиске вдохновения DJ Эва Вострокнутова о профессии, целях и поиске вдохновения

Модный DJ Эва Вострокнутова дала совет начинающим в этой профессии

Cosmopolitan
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Храброе сердце: как «самая страшная женщина мира» стала кумиром миллионов Храброе сердце: как «самая страшная женщина мира» стала кумиром миллионов

Как Элизабет Веласкес стала кумиром и примером для миллионов людей

Cosmopolitan
Почему в современном мире необходимо постоянно учиться и переучиваться Почему в современном мире необходимо постоянно учиться и переучиваться

Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно учиться

Популярная механика
Верни мне мой 2007: куда делись звезды, по которым мы сходили с ума 14 лет назад Верни мне мой 2007: куда делись звезды, по которым мы сходили с ума 14 лет назад

А куда, собственно, пропал Билл Каулиц? Да и все остальные...

Cosmopolitan
Завернулись в простынь? Самые простые белые платья звезд, которые всех покорили Завернулись в простынь? Самые простые белые платья звезд, которые всех покорили

10 лаконичных белых нарядов селебрити, которые выделили их на красной дорожке

Cosmopolitan
Несчастные случаи, которые произошли во время селфи Несчастные случаи, которые произошли во время селфи

История селфи, которые закончились трагично

Maxim
Боевой товарищ Боевой товарищ

Самые интересные факты из биографии самого серьезного актера наших дней

Glamour
8 черт «тихих победителей» 8 черт «тихих победителей»

«Тихие победители» не кричат о своих достижениях на каждом углу

Psychologies
Старикам тут не местечко Старикам тут не местечко

Анна Толстова о «Блуждающих звездах» и новом подходе к еврейской теме

Weekend
Открыть в приложении