10 фильмов 2022 года от худшего к лучшему по версии «Сноба»
В 2022 году мировая киноиндустрия восстановилась после эпидемии COVID-19: фестивали проходили в офлайн-формате, а в кинотеатрах показывали блокбастеры. «Сноб» посмотрел сотни картин и выбрал из них 9 лучших фильмов года — и один худший
Худший фильм года
«Блондинка», реж. Эндрю Доминик Фильм доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Netflix (сервис не работает в России).
Амбициозный, почти трехчасовой байопик от Netflix о Мэрилин Монро попал в основной конкурс Венецианского кинофестиваля этого года и сразу после премьеры получил смешанные отзывы. Главное обвинение в сторону режиссера — эксплуатация наследия Монро в картине о том, как человека использует индустрия и мужчины во власти. Доминик экранизировал одноименную художественную книгу писательницы Джойс Кэрол Оутс, которая мифологизировала биографию Нормы Джин Бейкер (реальное имя Мэрилин Монро). Ее произведение напоминает страшную сказку, в которой три ипостаси героини (Норма, Мэрилин и «Блондинка») переживают голливудский кошмар из изнасилований, литров алкоголя и психологических проблем. Бессмысленно ругать вышедшую 22 года назад книгу за несоответствие современной морали, а фильм Эндрю Доминика — нужно. В «Блондинке» автор большую часть экранного времени наслаждается страданиями женщины, так и не разобравшись, кем же на самом деле была Норма.
Кинематограф знает множество примеров, как очеловечить известную личность («Мария Антуанетта», «Корсаж») — показать ее без прикрас, занимающейся рутинными делами. В интерпретации Доминика Мэрилин Монро лишена всего человеческого: даже в разговоре с больной матерью с лица Монро не спадает маска голливудской звезды, она все так же продолжает говорить томным голосом. Эстетический уровень фильма столь низок, что кажется, будто «Блондинку» снял искусственный интеллект, смешавший все возможные приемы и стили кинематографа воедино: от рекламы парфюма со слоу-мо до экшен-съемок с камерой GoPro. Если так режиссер хотел отобразить мир Монро, сходящей с ума в поисках «папочки», — у него не получилось, потому что эстетическое решение произведения не всегда отражает ментальное состояние героини.
9-е место
«Призрачно-белый»
Режиссер: Мария Игнатенко
Опыт венгерских фильмов «Сын Саула» (2015, реж. Ласло Немеш) и «Естественный свет» (2021, реж. Денеш Надь) доказал, что экшн-сцены не так важны, как эмоции и физические ощущения героев, оказавшихся в страшном жизненном положении. Английское название работы Игнатенко Achrome будто бы отсылает к одноименной картине художника-минималиста Пьеро Мандзони, который облепил фарфоровой глиной квадратный холст. Так и Игнатенко обволакивает пространство фильма глухим закадровым гулом, подчеркивая этим чувственную отстраненность своего произведения. Живущий в одной из балтийских стран Марис (Георгий Бергал) устраивается во вспомогательные войска вермахта и видит ужасы войны: пытки, самоубийства, расстрелы. Он пытается сбежать от земного гнета в католический монастырь, но Бог не отвечает на его мольбы. В финале «Призрачно-белого» расстрелянные люди и их палачи встают в реалистичные позы, а затем меняют их ради красоты кадра. Так Игнатенко будто показывает зрителю калейдоскоп фотографий — свидетельств преступлений, делая смотрящего реальным очевидцем множества похожих друг на друга кошмаров.
8-е место
«Такое лето»
Режиссер: Дени Коте
Фильм доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Mubi
Кино о гиперсексуальных женщинах, снятое мужчиной, легко могло бы стать очередным поводом для скандала о мизогинии и объективации в киноиндустрии. Но Дени Коте в картине о сексуальности отказывается от сцен секса. Интимное он оставляет за кадром и в разговорах трех испытуемых, приехавших ради добровольного исследования в отдаленный дом. Гейша (Од Матье), Леони (Лариса Карриво) и Ажени (Лор Джаппикони) делятся историями с ученой Октавией (Анна Ратте-Полле) и впервые за всю жизнь задумываются о своих чувствах. Достижение режиссера заключается в чуткости: его камера не подглядывает за ходящими по дому голыми женщинами, не показывает оргию Гейши с футбольной командой, а фокусирует внимание на жестикуляции и эмоциях исследуемых во время сессий с ученой. Кто-то бравирует, кто-то фантазирует, а кто-то вспоминает о сексуальном опыте со страхом в глазах и сжатыми кулаками. Ценно, что никаких выводов о «правильном» поведении человека автор не делает — он не доктор и не может установить норму и поставить кому-то диагноз. Зато в его силах указать на то, к чему приводит саморазрушение личности и почему важно найти гармонию с самим собой.