Разговор о современном фолке — интервью с Zventa Sventana

СНОБРепортаж

Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата

«Сноб» поговорил с участниками дуэта Zventa Sventana — Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым — о любимых летних фестивалях и татарском Монтрё, концерте в «Зарядье» и экспериментах с симфонической музыкой, песнях с их последнего альбома, драм-н-бейсе и саксофонных соло, а также выяснил, как сделать фольклор сексуальным

Беседовал Роман Дранников

Светлана Кузнецова и Юрий Усачев 
Светлана Кузнецова и Юрий Усачев. Фото здесь и далее: Анна Суховей

Вы сейчас находитесь в традиционном летнем туре по фестивалям. Сочи, Суздаль, дважды Питер, Елабуга… Какой вам особенно запомнился?

Тина: Выделю последние два выступления, потому что воспоминания о них еще свежи. В середине июля мы выступили в Суздале на «Празднике огурца». Публика там была подготовленная и прогрессивная. Казалось, зрители еле дождались нашего выхода на сцену, было супердрайвово. А до этого у нас был сольный концерт в Петербурге, во дворе Александринского театра. В отличие от Суздаля, здесь вышел такой домашний, камерный и очень душевный концерт. Да и название проекта чисто питерское — «По дворам».

Юрий: А мне очень запомнился фестиваль в городе Елабуга, который организует фонд пианиста Бориса Березовского. Для его проведения выбрано невероятно красивое место: сцена под открытым небом, вечером можно любоваться закатом, прямая трансляция. Рядом расположен дом-музей И. И. Шишкина, в который мы успели заскочить. По уровню это легко можно сравнить с джазовым фестивалем в Монтрё. Скажу даже больше: Елабуга сделала Монтрё! Это по-настоящему высокий европейский уровень. И хотя world music там тоже представлен, в первую очередь это фестиваль классической музыки. Поэтому классно, что организаторы пригласили нас и пошли навстречу нашему прогрессивному электронному звуку. Мы немного пошумели.

Т.: И вообще здорово, что наш проект отлично вписывается в фестивали любого формата: от инди до электроники и классической музыки.

Ю.:Мы, как и любой другой самоуверенный артист, считаем, что жанр, в котором мы выступаем, еще не существует — мы его сами создали.

В начале лета вы отыграли вместе с оркестром «Персимфанс» и ансамблем русской аутентичной музыки Toloka на Московском летнем музыкальном фестивале «Зарядье». Поделитесь впечатлениями от этого опыта.

Ю.: О, это был потрясающий опыт. Осенью 2023 года продюсер зала «Зарядье» Анна Попова предложила сделать концерт Zventa Sventana с оркестром.

Т.: Ну, вообще-то, изначально была идея сделать просто концерт Zventa Sventana, но я подумала, раз «Зарядье» — нужно исполнять заветную мечту и делать программу с оркестром. Мы с Юрой часто ходим на классические концерты, посещаем премьеры и различные фестивали.

И у нас уже давно зародилась идея соединить народную песню с симфонической музыкой. Наша задача — поднять вековое наследие и заразить идеей преемственности современных академических композиторов, обратить их внимание на народную песню, влюбить их в нее. Считаю, что нам это удается. Те композиторы, с которыми мы сотрудничали, теперь иначе воспринимают фольклор.

Ю.: Мы очень быстро поняли, что хотим выступить именно с оркестром «Персимфанс». Это первый симфонический оркестр без дирижера. Все его участники — солисты-виртуозы. У всех есть свои проекты, коллективы, записи. Это успешные музыканты, многие из них композиторы. Конечно, в рамках нашего совместного проекта возникли разнообразные технические сложности. Было трудно гармонично соединить громкий и довольно агрессивный электронный звук со звучанием инструментов симфонического оркестра. Пришлось исследовать опыт других коллективов — кто и как это делал раньше. Это оказалась довольно нетривиальная задача. Также в проекте участвовал вокальный коллектив Toloka из Санкт-Петербурга.

Т.: Продюсером Toloka выступает наша добрая подруга — Екатерина Ростовцева, супруга замечательного композитора Алексея Ретинского. Мы давно общаемся — с тех пор, как мы с Юрой побывали на уникальной премьере оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Там мы впервые познакомились с музыкой Ретинского, узнали о других его проектах и влюбились в то, что он создает.

Он тоже принимал участие в проекте концерта в «Зарядье»?

Ю.: Да, Алексей написал несколько композиций для проекта. Дело в том, что процесс адаптации творчества Zventa Sventana для оркестра в итоге перерос в написание новых версий каждой песни. А так как песен было немало, решено было пригласить несколько композиторов. Фактически мы столкнулись с тем, что для задуманного нами концерта пришлось писать, по сути, новый материал. Пусть и на основе уже существующих песен. Было много репетиций. Это был удивительный, захватывающий процесс, благодаря которому мы многому научились. Думаю, что и участники оркестра тоже научились у нас чему-то новому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир» Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир»

Прима-балерина Михайловского театра — о феномене «Щелкунчика»

СНОБ
Танцуй, танцуй! Танцуй, танцуй!

Танцы — это не только красиво, но еще и полезно для здоровья

ЖАРА Magazine
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Моббинг: узнать и уцелеть Моббинг: узнать и уцелеть

Что такое моббинг, чем он отличается от буллинга и как ему противостоять

Psychologies
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении? Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении?

О природе «плато» и о том, как все-таки сдвинуть вес с мертвой точки

Правила жизни
Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов

Что делать с нарушенными обещаниями, обманутыми ожиданиями?

Psychologies
Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды

Ресторан на магазинной полке: как производится готовая еда для «Перекрестка»

СНОБ
6 книг о сексе в современном мире 6 книг о сексе в современном мире

Книги, которые помогут взглянуть на сексуальность с разных точек зрения

Psychologies
Стрит-арт полушепотом Стрит-арт полушепотом

Артем Филатов: ботаническая философия

Weekend
Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек

Дома-бочки в СССР: для кого строили эти дома и почему они были такой формы?

ТехИнсайдер
Фиаско Илона Маска Фиаско Илона Маска

Почему не сработала идея вакуумного транспорта – гиперлупа?

ТехИнсайдер
11 идей прелюдии, которые должна попробовать каждая женщина 11 идей прелюдии, которые должна попробовать каждая женщина

Собрали лучшие идеи для прелюдии — выбирай и тестируй!

VOICE
«Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь «Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь

Почему возникают ограничивающие убеждения и как с ними справиться?

Psychologies
Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения

С какими переживаниями сталкиваются люди с хроническими болями

Psychologies
Как думает ChatGPT: эмбеддинг, токены и другая невидимая «начинка» нейросети Как думает ChatGPT: эмбеддинг, токены и другая невидимая «начинка» нейросети

Как на самом деле ИИ понимает человека и что помогает ему формулировать мысли

ТехИнсайдер
В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита

Ученые проанализировали пищевую корку в керамическом горшке из памятника Хэмуду

N+1
Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей

Грифонаж, страпонтен, петрикор: вы точно знаете эти вещи

ТехИнсайдер
Комариная охота: как выбрать фумигатор и облегчить себе жизнь? Комариная охота: как выбрать фумигатор и облегчить себе жизнь?

Что нужно учитывать при выборе фумигатора?

ТехИнсайдер
Тенденции следующего поколения субмарин Тенденции следующего поколения субмарин

Какие технологии и инновационные подходы внедряют при разработке подводных лодок

Обозрение армии и флота
«Не кочегары мы, не плотники»: 7 исчезнувших престижных советских профессий «Не кочегары мы, не плотники»: 7 исчезнувших престижных советских профессий

Престижные профессии из СССР, которые навсегда остались в прошлом

ТехИнсайдер
Искусство керамики Искусство керамики

Как найти творческое хобби, которое в то же время будет полезно для ресторана

Bones
Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина

Слухи и сплетни столетней давности: об известном коллекционере Бахрушине

Правила жизни
Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство

Как разрешить финансовые трудности в семье и при этом укрепить свои отношения?

VOICE
Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи

Как физики установили новый предел на массу и заряд магнитных монополей

N+1
Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов

Точность декодирования у нейроинтерфейса составляет 97,5 процента

N+1
На авто по автономиям На авто по автономиям

Как увидеть как можно больше этнической самобытности? Садиться за руль!

2Xplore
Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права

Как в истории швейной машины отражается история женской эмансипации

Forbes
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении