Почему не сработала идея вакуумного транспорта – гиперлупа?

ТехИнсайдерHi-Tech

Фиаско Илона Маска

Пустить скоростной поезд по трубе, из которой откачан воздух, – красивая идея. Почему же она не сработала?

Tекст: Савва Сафонов

Концепция вакуумного транспорта – гиперлупа – космически проста. В атмосфере сопротивление воздуха по мере роста скорости увеличивается экспоненциально. Нет воздуха – нет проблемы. Пускаем транспортный модуль в вакууме, внутри трубы, и он мчится с огромной скоростью, поскольку не встречает никакого сопротивления. А если использовать магнитную левитацию (маглев), то и трения качения можно будет избежать. С движителем тоже все просто: например, пусковой импульс в точке старта модулю придает один мощный соленоид, а на финише встречает другой, тормозящий.

Рождение идеи

Первым концепцию гиперлупа выдвинул американский изобретатель Роберт Годдард в 1909 году. Согласно его расчетам, скорость поезда нового типа могла бы достигать 1600 км/ч. Через год американский инженер Эмиль Башле, приехавший в Лондон с работающей моделью, обещал потенциальным инвесторам скорость 500 км/ч. Российский же ученый Борис Вейнберг, профессор Томского технологического института, рассчитывал на 800–1000 км/ч. Он тоже построил действующую масштабную модель гиперлупа – правда, без вакуума. Прогрессивная общественность была в восторге от открывающихся перспектив. Однако промышленники их энтузиазма не разделяли.

Дело в том, что к тому моменту и в США, и в Европе уже пробовали строить пневматические транспортные системы, в которых воздух толкал поезд по трубе. И хотя принцип действия пневмотранспорта был иным, чем у гиперлупа, проблемы вырисовывались примерно такие же. Паровые воздушные насосы требовали большого количества угля, а кожаные воздуховоды прогрызали крысы. Да, были успешные локальные проекты пневмопоездов, но перевозки там стоили примерно вдвое дороже, чем по обычной железной дороге.

Почти вакуум

В XXI веке о гиперлупе заговорил Илон Маск. В 2013 году он опубликовал документ, в котором сформулировал свое видение вакуумного транспорта. В частности, он предлагал обойтись без магнитной левитации, а вместо этого пускать часть откачиваемого воздуха под днище поезда, используя его в качестве воздушной подушки. Увы, идея оказалась нежизнеспособной. Зато предложение ограничиться так называемым форвакуумом – давлением в 100 Па – инженеры оценили. При таком давлении сопротивление среды минимально, но, если снижать его дальше, стоимость проекта начинает расти по экспоненте.

Схема гиперпула с верхним подвесом

Проблема со скоростями

На поднятой Маском волне в 2014 году в США появилась компания Hyperloop One (не имеющая к Илону никакого отношения) и за пять лет привлекла на проект гиперлупа 400 млн долл. инвестиций. Старт разработки был весьма динамичным: уже в 2016 году удалось провести первые испытания магнитной тележки, развивавшей скорость 168 км/ч. Скромно? Да, но это же только начало!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Да, анальный секс без проникновения существует — и вот как им заняться! Да, анальный секс без проникновения существует — и вот как им заняться!

Как насчет того, чтобы поэкспериментировать с концепцией анального секса?

VOICE
Выставка терминаторов Выставка терминаторов

В Абу-Даби прошла выставка беспилотных систем Umex 2024

ТехИнсайдер
Что язык тела говорит о ваших отношениях — и какие невербальные сигналы могут их улучшить Что язык тела говорит о ваших отношениях — и какие невербальные сигналы могут их улучшить

Почему язык тела не менее важен, чем умение говорить друг с другом?

Psychologies
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов

Душистая мята с давних времен имеет широкое практическое применение

ТехИнсайдер
Созвездие рекламы Созвездие рекламы

Почему разработчики ионных двигателей занялись проектом космической рекламы

Популярная механика
Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права

Как в истории швейной машины отражается история женской эмансипации

Forbes
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
3 факта об истребителе F-16 3 факта об истребителе F-16

Странное название и наследие подводных лодок: что надо знать про самолет F-16.

Maxim
По одной квитанции… По одной квитанции…

Майор ГБ Сергей Шпигельглаз — одна из самых мрачных фигур чекистского пантеона

Дилетант
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Проблемы голубых кровей Проблемы голубых кровей

Сотни тысяч мечехвостов истекают кровью ради человечества

Популярная механика
Лайфстайл в локальном исполнении Лайфстайл в локальном исполнении

Lamoda делает акцент на уникальный ассортимент и строгий отбор брендов

Монокль
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов» Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов»

В России с нуля создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами

ФедералПресс
Как диета с ограничением калорий влияет на рак Как диета с ограничением калорий влияет на рак

Как диета, имитирующая голодание, влияет на здоровые и раковые клетки организма?

ТехИнсайдер
Йети — снежный человек Йети — снежный человек

Негласный символ Кузбасса — снежный человек

КАНТРИ Русская азбука
«Завышенная цена стала рыночной»: почему дорожает аренда элитной недвижимости «Завышенная цена стала рыночной»: почему дорожает аренда элитной недвижимости

С чем связан рост арендных ставок на элитное жилье в Москве

СНОБ
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
Токсоплазма доставила терапевтические белки в нейроны Токсоплазма доставила терапевтические белки в нейроны

Ученые использовали внутриклеточного паразита для доставки белков в нейроны

N+1
Поворот в сторону профессионалов: обучение в колледжах вновь востребовано Поворот в сторону профессионалов: обучение в колледжах вновь востребовано

Как будет развиваться среднее профессиональное образование в России

ФедералПресс
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Восемь отцов очарованного странника Восемь отцов очарованного странника

«Юг»: путевая мелодрама как русское роуд-муви

Weekend
Почему не работает спидометр и как это исправить Почему не работает спидометр и как это исправить

Проблема неработающего спидометра, а также варианты его диагностики и ремонта

РБК
Записки отельера: жизнь взаймы Записки отельера: жизнь взаймы

Короткое, но важное соприкосновение отельера с искусственным интеллектом

Правила жизни
А как у них? А как у них?

9 самых странных школьных правил со всего мира

Лиза
Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения Вавилонская башня: самые сложные и самые простые языки для изучения

Почему одни языки легче выучить, чем другие?

ТехИнсайдер
Сталкер сновидений Сталкер сновидений

Можно ли управлять снами?

Лиза
Лазерные фары уходят: что не так с технологией, которая должна была «произвести революцию» Лазерные фары уходят: что не так с технологией, которая должна была «произвести революцию»

Почему автопроизводители тихо убирают модели с лазерными фарами?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении