Роман Супер опубликовал трейлер документального фильма о Кирилле Толмацком

РБКРепортаж

Журналист Роман Супер — о том, как он снимал фильм-биографию Децла

7 октября, ровно за месяц до премьеры, журналист Роман Супер опубликовал трейлер своего документального фильма о Кирилле Толмацком, известном как рэпер Децл. Главный редактор «РБК Стиль» Евгений Тихонович поговорил с ним об этой биографии.

Автор Евгений Тихонович

755704381480310.png

В феврале этого года Роман Супер написал у себя в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что планирует снять фильм об ушедшем в 35 лет из жизни музыканте Кирилле Толмацком. Чтобы найти деньги на картину, Супер запустил краудфандинговую кампанию на платформе Planeta.ru.

В конце сентября, примерно через 7 месяцев после этого, журналист сообщил, что кино готово, называется «С закрытыми окнами» и имеет подзаголовок «Честная биография Кирилла Толмацкого». Мы расспросили Романа о том, как шел съемочный процесс и почему он считает Децла «возможно, самым недооцененным артистом» в России.

755704365175341.jpg

— Правильно я понимаю, что идею фильма вы обсуждали с Александром Уржановым (генеральным директором компании «Амурские волны». — «РБК Стиль») уже 5 февраля, буквально через два дня после смерти Кирилла Толмацкого?

— Да, Саша был в Берлине, я ему позвонил и сказал: «Слушай, вот сколько ты знаешь хороших документальных фильмов про русских музыкантов? По-моему, их почти нет. Давай сделаем? Давай снимем большой красивый байопик про артиста, который много лет не вызывал ни у кого никаких откликов, а после смерти напомнил о том, что является существенной частью детства поколения тридцатилетних». Саша говорит: «Да, это крутая идея. Давай делать, только надо придумать, где денег взять».

Думать долго не пришлось, потому что вариантов было не так много. Первый — это позвонить папе {Кирилла}, известному богатому продюсеру, и сказать: «Папа, дайте денег, и мы снимем кино про вашего сына». Второй вариант — позвонить на какой-нибудь телеканал и сказать: «Телеканал, есть герой, который заслуживает документальной рефлексии». Ни то, ни другое делать не хотелось, потому что это загоняло бы нас в зависимость: эстетическую, идеологическую и производственную. Поэтому мы решили попробовать первый раз в жизни попросить денег у зрителя.

— Мне показалось, что решение снимать вы приняли так быстро, потому что потенциально были готовы выпустить и прижизненную биографию Кирилла.

— Нет, потенциально прижизненную биографию я не был готов выпустить. Я так же, как и все другие люди, живу в искаженной действительности, в которой для того, чтобы о тебе вспомнили, нужно умереть. Это ужасно, это отвратительно, но я — тоже часть этого мира и этого гребаного медиапространства.

— Почему Децл для вас так важен? Я посмотрел фильм, перечитал ваши посты в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и мне показалось, что это не столько даже интерес режиссера-исследователя, сколько личная история. Скажем так, большая ваша симпатия к артисту.

— Я бы не сказал, что лично для меня Кирилл так важен как артист, как музыкант. Я не его душеприказчик. Не его друг. Я не самый большой поклонник рагамаффина и хип-хопа. Для меня Кирилл важен как слепок времени, как воспоминание, как разговор, в том числе с самим собой о начале нулевых годов, как разговор с поколением людей, для которых, например, появление русского MTV было важнейшим культурным событием. Это не столько разговор про музыку, сколько про свободу, — про свободу выбора, про появление чего-то нового, про, простите за пафос, революцию. Мы же ее реально пережили, не особо заметив, что произошло something completely different. Мне кажется, что история Кирилла — это прекрасный проводник в такую рефлексию.

755704359727170.png
кадр из фильма

— Вы брали у него интервью в 2016 году для «Радио Свобода», верно?

— Да.

— Он как-то отреагировал на это интервью потом, дал отклик?

— Да, мы после встречались.

— Что он говорил?

— Он вешал это интервью в своих соцсетях. Сказал, что крутое интервью. Сказал, что для него возможность публично говорить не только о музыке, но и политике в современной России — это редкость. Потом он предложил покурить.

— После этого еще встречались с ним?

— Нет, мы встречались только однажды после этого интервью. У нас были общие приятели и даже друзья всю жизнь. Через одно рукопожатие. Но близких отношений у нас с ним не было.

— У вас его музыка в плеере когда-нибудь звучала? Ранняя или поздняя.

— Я сейчас пытаюсь вспомнить, когда у меня первый плеер появился. Это был Sony Walkman, кассетный. Первое, что в нем начало звучать, это все-таки «Мумий Тролль» — «Морская». Потом «Икра» через год-два.

— Децла не было никогда в этом плеере?

— Нет. Децл был человеком из телевизора. Не из наушников. Децл был чуваком с MTV, только так. Да он и сам себя в тот момент чувствовал человеком из телевизора, а не музыкантом, о чем потом скажет много-много раз.

755704361727913.png
кадр из фильма

— Анонсируя свой фильм, вы назвали Децла «возможно, самым недооцененным артистом» в России. В чем мы, слушатели, его все-таки недооценили? Именно как артиста, как рэп-музыканта.

— Его недооценили в последние годы жизни. Поздний музыкальный материал не оценен вообще.

— В чем именно?

— В том, что он очень сильно старался делать самобытную, глубокую, как ему казалось, музыку с собственными текстами, с собственной болью и собственной кровью. Это не было ровным счетом интересно почти ни одному человеку. Конечно, это — недооцененность. Я не могу сказать, что огромное количество музыкантов, которые имеют гораздо большую аудиторию сегодня, талантливее и интереснее, чем последние пластинки Децла. Вот в этом и есть недооцененность.

— Честно говоря, я пытался найти в фильме объяснение этой недооцененности — думал, что с помощью него смогу рассмотреть талант и уникальность позднего Децла-музыканта. Но как зритель я прежде всего увидел трагическую историю Децла-человека, сына, мужа, отца. Наверное, в последнюю очередь рэпера.

— Вы знаете, просто так хреново сложились обстоятельства в его жизни, они не позволили ему раскрыться в полной мере как самостоятельному музыканту. Абсолютно несовместимый с жизнью успешного артиста характер — это первое. Второе — человек явно застрял в обидах и комплексах, которые были навязаны ему в первой части карьеры. Третья причина — он умер в 35 лет, в тот момент, когда, может быть, только начал нащупывать и свой звук, и свой стиль, и своего слушателя, нового теперь уже. Ему тупо не хватило времени на то, чтобы разобраться с первыми двумя причинами и пойти дальше вперед.

755704359574616.png
кадр из фильма

— С музыкальной точки зрения, по сути, у него все могло только начинаться, да?

— Именно так. Но ему очень не повезло. Кириллу просто не хватило времени. Есть и четвертая причина — он, как мне кажется, слишком близко принимал к сердцу то, на что, может быть, не нужно было вообще обращать внимания. Например, историю с Бастой можно было бы пережить гораздо меньшей кровью. Или историю с уходом папы из семьи тоже можно было не превращать в шекспировскую трагедию, которая отнимала у него очень много сил и времени долгие-долгие годы. Возможно, это время и силы стоило бы потратить на творчество.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 самых смешных и глупых штрафов ПДД, о которых вы даже не догадывались 7 самых смешных и глупых штрафов ПДД, о которых вы даже не догадывались

Самые смешные автомобильные штрафы с дорожных камер фиксации ПДД

РБК
Больше не наливать Больше не наливать

Год назад бизнес-леди Ирина Вольская отказалась от алкоголя

Tatler
Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры Как поколение 30-летних обманывает себя, покупая квартиры

Как долго россияне будут верить в инвестидею, которая редко позволяет заработать

Forbes
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Карманные банки Карманные банки

Кто переносит в простые смартфоны сложные финансовые инструменты

РБК
Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти

Почему все вновь слушают песни легендарной певицы?

Forbes
#прохобби: коучинг и пение Максима Белухина #прохобби: коучинг и пение Максима Белухина

Максим Белухин рассказал, какую ошибку чаще всего совершают топ-менеджеры

РБК
Бартендер из Греции — о том, каким должен быть правильный бар Бартендер из Греции — о том, каким должен быть правильный бар

Никос Бакоулис о патриотизме и о том, почему коктейль — это не главное в баре

РБК
10 главных ошибок во время ремонта: сэкономьте время и деньги 10 главных ошибок во время ремонта: сэкономьте время и деньги

Трудностей при ремонте квартиры легко избежать, если учесть все важные факторы

Популярная механика
Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде

В кинопроизводстве в Голливуде занято поразительно мало женщин

Forbes
Опыт читателя: как я компьютерную технику в войсках внедрял Опыт читателя: как я компьютерную технику в войсках внедрял

Рассказ нашего читателя о далеких 90-х, когда ПК в России были диковинкой

CHIP
«Хочу научиться быть семейным человеком» «Хочу научиться быть семейным человеком»

Стас Пьеха редко делится подробностями своей личной жизни

OK!
«Авось пронесет» — не национальная русская черта, а свойство мозга. Нейрофизиология и финансы «Авось пронесет» — не национальная русская черта, а свойство мозга. Нейрофизиология и финансы

Почему мы безалаберно относимся к деньгам и что нам мешает откладывать

СНОБ
Как новая налоговая уловка превращает управляющих инвестфирм в миллиардеров Как новая налоговая уловка превращает управляющих инвестфирм в миллиардеров

Льготы, которые помогают легально уходить от налогов и становиться миллиардерами

Forbes
Почему зарубежным трендам тяжело прижиться в России Почему зарубежным трендам тяжело прижиться в России

К сожалению, в России нет ни индустрии моды, ни умения одеваться

GQ
Дом в кубе Дом в кубе

Оригинальная модернистская вилла в штате Колорадо

SALON-Interior
Всего хорошего! Всего хорошего!

Позитивное мышление — неофициальная религия XXI века

Добрые советы
Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других

Зеркальные нейроны нашего мозга позволяют нам копировать движения

Psychologies
Меняется ли отношение к домашним животным в России? Самые яркие тенденции 2019 года Меняется ли отношение к домашним животным в России? Самые яркие тенденции 2019 года

Очень интересный опрос!

Playboy
Тестируем iPhone 11: супер мощь и HD дисплей Тестируем iPhone 11: супер мощь и HD дисплей

От выхода iPhone 11 поклонники марки ожидали нового высокотехнологического чуда

CHIP
Gulfstream представил самый дорогой бизнес-джет Gulfstream представил самый дорогой бизнес-джет

Gulfstream представил бизнес-джет, поставки которого планируются в 2022 году

Forbes
Понять и простить: извинения звезд, за которые нам стыдно Понять и простить: извинения звезд, за которые нам стыдно

Неприятные ситуации бывают у каждого, главное – уметь достойно из них выходить

Cosmopolitan
Подкачайся: как правильно приседать со штангой и гантелями Подкачайся: как правильно приседать со штангой и гантелями

Рассказываем, как эффективно и правильно приседать со штангой и гантелями

Cosmopolitan
Новые городские Новые городские

Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of life
Десять причин отправиться в центральный Вьетнам Десять причин отправиться в центральный Вьетнам

Первая поездка во Вьетнам запомнится всплеском и брызгами воды на солнце

Cosmopolitan
7 лучших экшн-камер для любителей экстрима и путешествий 7 лучших экшн-камер для любителей экстрима и путешествий

Собрали экшн-камеры разных ценовых категорий для любителей экстрима

CHIP
«Финансовая зависимость от мужчины — один из первостепенных факторов риска»: интервью с директором Центра по работе с проблемой насилия «Финансовая зависимость от мужчины — один из первостепенных факторов риска»: интервью с директором Центра по работе с проблемой насилия

В середине сентября в Москве открылся Центр по работе с проблемой насилия

Forbes
Ольга Бузова: «После развода секс был только с одним мужчиной» Ольга Бузова: «После развода секс был только с одним мужчиной»

Задали певице каверзные вопросы и вывели ее на чистую воду

StarHit
Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только

Наш сегодняшний герой принадлежит к линейке жестких дисков Surveillance S300

CHIP
Открыть в приложении