Зодчий дом. Как на Руси зародилось и расцвело каменное строительство
Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву З — об истории древнего зодчества и главных архитектурных памятниках минувших эпох.
В давние времена мастеров, умевших возводить из камня надежные постройки, было очень мало и ценились они на вес золота. На Руси их звали зодчими — от церковнославянского слова [з'до], которое обозначало кирпичную стену. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву З — об истории древнего зодчества на Руси и самых примечательных архитектурных памятниках минувших эпох.
Первые опыты
Давайте мысленно перенесемся в прошлое. Х век нашей эры. Древнерусское государство. Каменное строительство безумно дорогое и очень сложное. А кроме того… это никому не нужно. Камень на Руси нужно было добыть, привезти, сложить в кучу. Огнестрельного оружия нет, стенобитные машины популярностью не пользуются, и потому дерево прекрасно справляется со всеми необходимыми защитными функциями. А дерева-то, в отличие от камня, вокруг полно. Небольшие, очень скромные сооружения, по всей видимости, все-таки были, но ни о каком масштабном строительстве речи не шло.
Все меняется в конце Х века, когда великий князь Владимир принимает христианство. Владимир вел весьма активную внешнюю политику — по тем временам это означало, что он договаривался с одними соседями, чтобы вместе воевать против других. В одном из таких походов Владимир захватил византийский город Корсунь — сейчас это Херсонес Таврический. Итогом вскоре заключенного мира стала женитьба на византийской принцессе Анне, принятие христианства и заодно знакомство князя с масштабной корсуньской каменной архитектурой. Чтобы укрепить положение новой веры и продемонстрировать людям всю мощь и важность Бога, после возвращения из похода князь решает соорудить в Киеве нечто подобное. Для этого ему приходится пригласить греческих мастеров, ведь своих пока еще нет.
Новая церковь обходится безумно дорого. На ее строительство и содержание князь отдает десятую часть от всех своих доходов. В историю церковь вошла под названием Десятинная. Она очень впечатлила киевлян — в те времена это было все равно, что увидеть небоскреб: нечто немыслимое, огромное, поражающее воображение. Десятинная церковь стала буквально центром государства, самой важной и самой значительной точкой города.
С приходом к власти Ярослава Мудрого каменное строительство расцветает. Строятся каменные терема для князей, пока еще немногочисленные, и три великих памятника древнерусского зодчества, три сестры, три Софии. Киевская, Полоцкая и Новгородская. Киевская и новгородская — Ярославом, а полоцкая, чуть позже — Всеславом Полоцким, чтобы не отставать от прочих. Образцом для них послужил знаменитый Софийский собор в Константинополе — ныне Айя-София, а строились они тоже под руководством византийских мастеров. Те привезли свой стройматериал, византийский кирпич (плинфу). Почти квадратный, он всегда получался очень разным по размеру, и потому его укладывали с толстым слоем раствора. Получившиеся стены при этом почти никогда не штукатурили. До середины XII века плинфа будет основным строительным материалом всех каменных зданий на Руси. Сегодня увидеть такую кладку можно, например, в храме Иоанна Предтечи в Керчи или на освобожденном от штукатурке участке Софийского собора в Киеве.
Обязательно стоит отметить, что все три Софии дошли до нас не в первозданном виде. Меньше всего изменилась новгородская — после реконструкции конца XIX века она стала почти такой, какой и была задумана византийскими мастерами. Киевскую и полоцкую перестроили, соответственно, в стиле украинского и виленского барокко.
Десятинная церковь до наших времен не дожила. Она была разрушена войсками Батыя в середине XIII века, и о ее масштабе и очертаниях мы можем судить лишь по сохранившемуся фундаменту.
Соревновательная практика и белый камень
Время шло, постепенно богатели и крепли города, развивалась торговля. Сильного внешнего врага не было, и некому было сплотить государство. Княжеские уделы дробились с каждым новым поколением, центральная власть слабела и в конце концов превратилась в чисто номинальную. Князья ринулись в борьбу за главенство и, чтобы подчеркнуть свое могущество, стали соревноваться между собой в значимости и богатстве. Кто построил храм богаче и выше, тот сильнее и по праву может подчинить соседей. Особенно отличилось в этом плане Суздальско-Владимирское княжество.