Кино о производстве: от энтузиазма постройки ГЭС до разочарования в системе

ForbesИстория

От романтики гидростанций до дефицита бетона: как в СССР снимали кино о производстве

История производственного фильма началась вместе с Советским Союзом — и с ним же завершилась. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как от энтузиазма постройки ГЭС и покорения сил природы этот жанр пришел к разочарованию в системе

Наталия Эфендиева

Кадр из фильма «День приема по личным вопросам»

Кинокартины, положившие начало жанру, появились в первой половине 1930-х. Индустриальный фон — гидростанции, обрушивающие громады воды, грандиозное заводское строительство, ряды станков, уходящих в бесконечность, печи, превращающие руду в пылающие потоки огня, — поэтизировался и романтизировался, вызывая воодушевление. А человека вписывали в этот фон, делая его важной, но все-таки деталью.

Во второй половине 1930-х к производственным драмам добавились комедии («Три товарища» Семена Тимошенко, «Светлый путь» Григория Александрова). Но герои по-прежнему, превозмогая себя и обстоятельства, выдавали максимальный результат, а мешающих их целеустремленности разоблачали, по возможности перевоспитывали либо предавали суду общественности.

В постсталинское время производственный фильм повернулся лицом к отдельному человеку, с его тревогами и волнениями, эмоциями и чувствами. Возникает новый конфликт: между теми, кто продолжал утверждать привычные методы управления производством, и теми, кто справедливо считал, что форсирование планов и шапкозакидательский энтузиазм приводят к отрицательным результатам («Случай на шахте восемь», «Большая семья», «Высота», «Битва в пути»).

Важнейшие мотивы — созидательность и конструктивность человеческой деятельности — наглядно показаны в том числе и в производственных кинокартинах второй половины 1950-х и окончательно закрепляются в кино шестидесятых. В оттепельном десятилетии на место пролетариата приходят представители интеллектуальных профессий и интеллигенции («Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Иду на грозу» Сергея Микаэляна, «Необыкновенная выставка» Эльдара Шенгелая). И теперь перед героями встают не только рабочие, но и этические вопросы, на которые тоже необходимо было найти ответы. Их и пытались искать, до начала 1970-х.

В брежневскую пору персонажи производственных драм уже не созидают, а пытаются спасти и сохранить доставшееся по наследству: они мотаются по цехам и стройкам, ревизуя работу плановой экономики на местах, устраивают партсобрания с соответствующими оргвыводами, ведут кажущиеся нескончаемыми телефонные разговоры. Говорят преимущественно о выполнении плана в условиях недостроя, о запуске очередной турбины, которая даст стране еще больше электричества, о дурном качестве материалов, о простоях и безалаберности, приводящих к экономическому бардаку, припискам и фальшивым рапортам вышестоящему начальству.

Главные герои производственного кино 1970-х — одиночки, пытающиеся пробить стену, сломать сложившуюся систему, жертвующие своими интересами, временем, отношениями с близкими ради результата, спущенного сверху, или перемен, которых требует реальность. «Золотой век» производственного фильма оказался недолог. Уже со второй половины 1970-х жанр начал мутировать: одни режиссеры снимали старательные агитки, чья реальность существенно расходилась с внеэкранной действительностью, другие, находившиеся в меньшинстве, пробовали найти новые траектории развития жанра.

«Встречный», режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, 1932

«Встречный», режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, 1932

Сергей Юткевич и Фридрих Эрмлер под музыку Дмитрия Шостаковича («Нас утро встречает прохладой…» немедленно стала хитом) рассказывают историю из жизни турбинного завода. Рабочие обязуются досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин повышенной мощности. В достижении цели им мешают то старый беспартийный мастер Бабченко, страдающий от излишней тяги к алкоголю, то инженер-вредитель. Первого перевоспитывают, второго разоблачают, а турбинный механизм после устранения неточностей в расчетах начинает работать безотказно.

В том же 1932 году Александр Довженко снимает фильм «Иван». Считается, что эти две кинокартины заложили основы жанра, и киноведы часто расходятся во мнении, какую из работ следует считать первым производственным фильмом. Довженко делает героем крестьянского парня Ивана (Петр Масоха), отправившегося на одну из главных строек первой пятилетки — ДнепроГЭС. Панорамные кадры демонстрируют масштаб и размах происходящего и сегодня впечатляют не меньше, чем тогда. Иван между тем проходит огонь, воду и медные трубы и перерождается, как и полагается сказочному персонажу, в финале отправляясь на институтскую скамью — теперь Родина нуждается в квалифицированных кадрах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести

Почему борцов за сохранение природы настораживает мода на экотуризм?

Forbes
Энди Макдауэлл Энди Макдауэлл

Энди Макдауэлл выглядит прекрасно, невзирая на возраст!

Здоровье
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
Мы просто друзья: что делать, если ты попала во френдзону Мы просто друзья: что делать, если ты попала во френдзону

Что делать, когда «просто» только ему?

VOICE
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Какие пары можно назвать счастливыми: интервью психологов — проверьте себя Какие пары можно назвать счастливыми: интервью психологов — проверьте себя

Как живут счастливые партнеры? Что влияет на удовлетворенность отношениями?

Psychologies
Должны ли внуки благодарить за денежные подарки: 3 точки зрения — советы бабушкам и дедушкам Должны ли внуки благодарить за денежные подарки: 3 точки зрения — советы бабушкам и дедушкам

Деньги в подарок от бабушек часто воспринимаются как само собой разумеющееся

Psychologies
«Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе «Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе

Лиам Нисон — о съемках и ирландском кино

Forbes
Что я в нем нашла? Что я в нем нашла?

На определенный тип мужчин реагируем по принципу «ты чуть вошел – я вмиг узнала»

Лиза
Задолго до человека: кто создал древнейшие каменные орудия Задолго до человека: кто создал древнейшие каменные орудия

Создатели этих каменных орудий не были людьми и даже прямыми предками людей

Forbes
Куда ведут весенние палы лугов? Куда ведут весенние палы лугов?

Как реагирует на весенний пал растительность лугов, как меняется её структура?

Наука и жизнь
Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта Как детские травмы мешают строить отношения: 3 главных последствия — мнение психотерапевта

Как научиться преодолевать разрушительные последствия травматичных событий?

Psychologies
Как кофеин влияет на сон Как кофеин влияет на сон

Что будет, если выпить кофе перед сном?

ТехИнсайдер
Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх

Могли ли неандертальцы учуять зловоние собственных подмышек?

ТехИнсайдер
Закат Хаттусы Закат Хаттусы

Почему могущественные хетты покинули свою столицу

N+1
Импорт в гостях у импортозамещения Импорт в гостях у импортозамещения

Прогнозы российского импорта на следующие три года значительно улучшены

Деньги
Красные флаги: восемь поводов сменить инвестиционного советника Красные флаги: восемь поводов сменить инвестиционного советника

Как выбрать инвестиционного советника и на что обратить внимание?

Forbes
Кризис среднего возраста у мужчин: как пережить без потерь и вырасти как личность Кризис среднего возраста у мужчин: как пережить без потерь и вырасти как личность

В чем особенность кризиса среднего возраста у мужчин? Как преодолеть его?

Psychologies
Как принять страшный диагноз: советы психологов и личный опыт Как принять страшный диагноз: советы психологов и личный опыт

Как принять диагноз?

Psychologies
Их сделали не Homo sapiens: посмотрите на обсидиановый топор из древней мастерской в Эфиопии Их сделали не Homo sapiens: посмотрите на обсидиановый топор из древней мастерской в Эфиопии

Миллион лет назад эти наконечники производила неизвестная группа гоминидов

Вокруг света
Баланс альтруизма со здоровым эгоизмом: почему волонтерство делает людей счастливее Баланс альтруизма со здоровым эгоизмом: почему волонтерство делает людей счастливее

Как найти грань между альтруизмом и выгоранием

Forbes
В гуще псевдособытий В гуще псевдособытий

Как мокьюментари превращается в мокьюреалити

Weekend
Крутое пике: как развивались отношения Шакиры и Жерара Пике? Таймлайн Крутое пике: как развивались отношения Шакиры и Жерара Пике? Таймлайн

История отношений Шакиры и Жерара Пике: от чудесной сказки к разрыву

Правила жизни
«Только встала, уже устала»: почему мы не высыпаемся и как это исправить «Только встала, уже устала»: почему мы не высыпаемся и как это исправить

Что довольно часто скрывается за плохим качеством сна?

Psychologies
День счастья День счастья

“Какой день вы можете назвать самым счастливым в своей жизни?”

Men Today
Ученые выяснили, как пристрастие к кокаину убивает мозг человека Ученые выяснили, как пристрастие к кокаину убивает мозг человека

Употребление кокаина ускоряет "возрастные" изменения мозга

ТехИнсайдер
Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин» Юлия Высоцкая: «Мой итальянский – это радость и адреналин»

Актриса, телеведущая Юлия Высоцкая попробовала себя в новом амплуа

Grazia
Стоит насторожиться или само пройдет? Стоит насторожиться или само пройдет?

Откуда берутся белые пятна на ногтях рук?

Лиза
Почему люди по всему миру смеются над падениями Почему люди по всему миру смеются над падениями

На протяжении всей истории человек искренне смеется над падающим человеком

ТехИнсайдер
Ода тягости Ода тягости

«Больше чем никогда»: зачем нужны слезоточивые фильмы об умирающих

Weekend
Открыть в приложении