От синемаскопа к «креативной индустрии»
Прежде чем углубляться в тайны современной технологии киноиндустрии, обратимся к современному книгопечатанию.
Известно, кино – это текст, со своим строением фразы, синтаксисом, делением на абзацы; собственно, зритель и читает «текст» с листа, то есть экрана (неважно, в кинотеатре или у себя в гаджете). Итак, возьмем в руки книгу. Театр Вахтангова совместно с издательством «Театралис» издал книгу Марины Райкиной «Кончайте ваш вахтанговский юмор». Многостраничный том снабжен куар-кодами! При помощи смартфона можно открыть объемный мир сцены и посмотреть фрагменты капустников (сценарии публикуются). Если так обстоят дела с книгой, то что же удивляться, если в кино, которое является не только искусством, но и индустрией, бесконечно появляются все новые и новые компьютерные технологии.
Антон Малышев, продюсер, исполнительный директор Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» говорит: «Применяемые в современном кинопроизводстве технологии, оборудование, программное обеспечение позволяют создавать новые эстетические и стилистические режимы, изменяя природу мизансцены и языка кино. Взаимодействие с компьютерными технологиями, а также сочетание текста, информации и аудиовизуального погружения формируют более сложный кинематографический стиль…»
Когда-то новинкой была система «Синемаскоп», придуманная французом Анри Кретьеном (оптическая система для тридцатипятимиллиметровой пленки, состоящая из сферичесозначакого объектива и анаморфотной насадки, изменяющая пропорции, вытягивающая изображение в высоту), то есть система для широкого экрана. Чуть позже ее усовершенствовали – совместили с фонограммой.
В 1953 году режиссер Генри Костер снял картину «Плащаница» (на библейские сюжеты), используя новую технологию, но на экраны первым выпустили фильм с Мэрилин Монро «Как выйти замуж за миллионера» (режиссер Жан Негулеско), сочтя, что зрителей, скорее, привлечет комедия. Так и получилось – первый же фильм, снятый в широкоэкранном формате, привлек в кинотеатры публику. Зрители, совсем уже ушедшие к телевизору, потянулись в кинозалы. Новые размеры экрана и стереозвук изменили представление о кинематографе.
Для обеспечения качественного показа пленочного фильма на большом экране нужна высокая разрешающая способность проектора, мощный световой поток. Цифровое кино принесло другую технологию проката – на смену бобин с пленкой и проектора пришли жесткие диски и компьютер.
Кстати, современный стандарт scope кадра цифрового кинематографа ведет происхождение от формата «Синемаскоп», впервые использовавшего соотношение для экрана 2,35:1.
В наше время пленочные и цифровые технологии могут использоваться в пределах одного фильма (традиционным киноаппаратом снимают на пленку, затем сканируют, и изображение выходит на экран уже в цифровом виде).
В СССР слову «синемаскоп» соответствовало название «широкий экран» (до этого были «широкоформатные фильмы», то есть более чем тридцатипятимиллиметровые; во всем мире использовался другой термин – «70‑mm film»).
В 1956 году в Советском Союзе появился первый широкоэкранный фильм «Илья Муромец» (режиссер Александр Птушко), позже появились «Гиперболоид инженера Гарина» (1965 г., режиссер Александр Гинцбург), «Мертвый сезон» (1968 г., режиссер Савва Кулиш), «Бриллиантовая рука» (1968 г., режиссер Леонид Гайдай) и множество других.
А как же обстоят дела в современном кинематографе?
Заглянем в мир, где обретаются ростки современной «креативной индустрии », в творческие вузы.
В НИУ ВШЭ, например, существует Институт кино, им руководит продюсер, президент кинокомпании «Амедиа ТВ» Александр Акопов. Есть здесь и факультет креативных индустрий, где по программам «Кинопроизводство », «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», «Медиакоммуникации» учатся студенты (бакалавриат и магистратура).
Во ВГИКе создан факультет анимации и мультимедиа. Анимация – это понятно, а что такое «мультимедиа»? Итак, термин «мультимедиа» означает, что компьютер может предоставлять пользователю информацию через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация. Это сухая справка, техническое описание. А как это все происходит?