Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – силаКультура

Ар деко и машинки зрения

Владислав Дегтярев

Известный плакат Владимира и Георгия Стенбергов к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» (1929) изображает скрещенные стволы орудийных башен, на которых, словно акробат в цирке, балансирует матрос, а рядом падает вниз безголовая фигура офицера, явно сброшенная с какой-то более высокой точки. Фоном композиции служит закругляющийся борт корабля, подобный скале. Композиция представляет собой коллаж, нарушающий законы перспективы и логики, но в этом невозможном пространстве действуют реалистически проработанные и вполне узнаваемые персонажи. Таково пространство ар деко.

Плакат братьев Стенбергов к фильму «Броненосец "Потемкин"»

Ключом к пониманию ар деко могут служить строки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота: «…ибо узрел // Лишь груду поверженных образов». Это образ культуры, пережившей Первую мировую войну, и все, что она могла создать из этой груды, – античных богов и архитектурных ордеров, благородных дикарей и прав человека и гражданина, – было коллажем. Современный французский философ Жан-Марк Лашо описывает создание коллажа как деконструкцию, сменяющуюся реконструкцией: «Первый ход: художник находит и отбирает в самой действительности совокупность разрозненных кусков. <…> Второй ход: он собирает (не заботясь о предустановленном порядке) и соотносит (конфликтным способом) части головоломки. <…> Вырванные из привычного мира осколки реальности включаются в подвижную структуру, не утрачивая при этом исходных свойств и памяти. Сопротивляясь манипуляциям художника и сохраняя относительную автономность, они вместе с тем выпадают из контекста»1.

1Ж.-М. Лашо. Коллаж/Монтаж // Коллаж-2. М. 1999. С. 59.

Но вокруг чего создается коллаж в нашем случае? Что служит для него символическим центром? И можно ли сказать, что сам броненосец – гигантская обитаемая машина, с которой Ле Корбюзье парадоксальным образом сравнивал Парфенон2, – организует или, точнее, дезорганизует изображенное на плакате пространство?

2Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М. 1991. С. 103—113. См. также: Петр Завадовский. Рождение архитектуры модернизма из духа античности. // Проект Байкал. № 66. 2020. С. 118—125.

Любая машина – что подтверждается историческими корнями техники – представляет собой машину зрения, производящую либо иллюзию (видимость), либо особую оптику (которую также можно назвать точкой зрения). Так или иначе, с помощью машин мы наблюдаем виртуальную реальность, не существующую вне технических средств.

Поль Вирильо

Поль Вирильо, вводящий понятие машины зрения в одноименной книге (1988), говорит о телескопе (изобретенном, что немаловажно, в эпоху барокко) следующие слова: «Телескоп, этот первостатейный зрительный протез, отображает недосягаемый для нас мир, а вместе с ним и другой способ передвижения в мире; логистика восприятия позволяет взгляду неизвестным ранее образом перемещаться, сталкивает близкое и далекое, порождает ускорение, опрокидывающее наше знание о расстояниях и измерениях»3. Точка зрения, таким образом, есть функция движения, и скорость перемещения наблюдателя то ли накладывает ограничения на скорость восприятия, то ли предоставляет ей новые возможности. И все же, сказанное французским философом о телескопе, хоть и содержит отсылку к Фрейду и его концепции «бога на протезах», сухо и конспективно повторяет слова итальянского иезуита Эммануэле Тезауро, воспевшего оптические устройства в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (1654). «Не знаю я, – пишет Тезауро, – человеческим или сверхчеловеческим помышлением движим был тот Голландский мастер, который недавно двумя зеркальными стеклами, как двумя волшебными крылами, вознес человеческое зрение в пределы далей, коих не достигнет даже и птица в своем полете; достаточно взглянуть в созданную им Зрительную Трубку, чтобы пересечь бескрайнее море без корабля и паруса; ты можешь теперь обозревать корабли, леса и города, которые не даются своевольным, слабым зрачкам; взлетая, подобно молнии, в поднебесье, человек теперь изучает солнечные пятна, рассматривает рога вулкана, бросающие тень на Венерино чело, измеряет громады Гор и Морей на поверхности лунного Шара и видит, как резвятся малыши, сопутствующие Юпитеру в его движении…»4.

3 Поль Вирильо. Машина зрения. СПб. 2004. С. 12.

4 Эммануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. СПб., 2002. С. 72.

Галилей и его телескоп

Соседка Тёрнера по купе поезда, пишет Некрасова, «была ужасно удивлена, когда добродушный пожилой джентльмен, сидевший напротив нее в купе поезда, попросил разрешения открыть окно, вдруг высунул голову в неистовый ливень и держал ее так на дожде почти десять минут. Когда он втянул голову обратно, с нее стекала ручьями вода, а он откинулся блаженно назад и закрыл глаза на целые четверть часа. Тогда молодая леди из любопытства тоже высунула голову в окно, совершенно промокла, но получила незабываемое впечатление. Представьте ее восторг, когда на выставке в Академии в следующем году она увидела: "Дождь, пар и скорость"! И услышала чье-то кислое замечание: "Очень похоже на Тёрнера, не правда ли? Никто никогда не видел такого смешения нелепостей". И она ответила "Я видела"»5.

5 Е. А. Некрасова. Романтизм в английском искусстве. М. 1975. С. 143.

Дождь, пар и скорость. Художник Уильям Тёрнер. 1844 год
Велосипедист. Художник Энцо Бенедетто. 1926 год

Можно ли тогда считать, что неподвижный «Потёмкин» на плакате выступает как машина зрения? Во всяком случае, транспортные средства на картинах итальянских футуристов выступают именно в такой роли: двигаясь в поле нашего зрения, они разрушают мир или разбирают его на составные части. Однако это всегда либо автомобиль, либо мотоцикл (в самом крайнем случае поезд), но никогда не корабль. Корабль не может мчаться, он слишком велик и поэтому воспринимается то ли как здание, то ли как природный объект и сам подвергается зрительному разрушению. Он не машина зрения, а что-то другое.

Наблюдатель конца 1920‑х годов мог воспринимать разрушение трехмерного пространства Стенбергами как довольнотаки прямолинейную метафору разрушения социального порядка. Интереснее сопоставить это плакатное пространство, где связи нарушены, с так называемым ослепляющим камуфляжем (dazzle camouflage) времен Первой мировой войны – попыткой визуально разбить или исказить объем корабля с помощью раскраски изломанными полосами контрастирующих цветов. Эта раскраска, придуманная совместно зоологом – специалистом по мимикрии в животном мире – и художником, была рассчитана на артиллеристов кораблей противника, пользовавшихся простейшими оптическими приборами или даже невооруженным глазом. Вражеский наводчик видел корабль, но не мог адекватно оценить его размеры и скорость, расстояние до него, а порой – и направление его движения. Для наблюдателя такой ярко раскрашенный корабль распадался на час-ти, словно был частью картины, написанной футуристом, точнее – частью мира, претерпевающего трансформацию на такой картине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди идут по свету? Люди идут по свету?

Свобода передвижения: так ли уж человечество добивалось этой привилегии?

Вокруг света
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
Белый дом Белый дом

Белый дом — очевидный для всего мира символ Америки

Дилетант
Свобода выражения Свобода выражения

Команда Buro Bespoke создала вдохновляющий на открытия интерьер для семьи

SALON-Interior
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену» О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену»

Витька был хорошим и довольно смелым артистом и в театрах жил смело

Караван историй
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Как отменяют Макгрегора: удалили из видеоигры, магазины изымают напитки с его именем Как отменяют Макгрегора: удалили из видеоигры, магазины изымают напитки с его именем

Все про процесс «отмены» Макгрегора

Forbes
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит Все секреты о том, как работодатели понимают, что сотрудник им подходит

Какие черты соискателя по-настоящему привлекают работодателей?

Inc.
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»

Когда наш мир утонет в расплавленном металле

N+1
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать

Что сейчас модно и как бизнес может этим воспользоваться?

Inc.
Готовимся к Новому году! Что можно есть при диарее: простые советы и инструкция Готовимся к Новому году! Что можно есть при диарее: простые советы и инструкция

Какие продукты стоит есть и чего избегать при праздничной диарее

ТехИнсайдер
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же

Почему пловцы так редко дышат во время заплыва?

ТехИнсайдер
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
Почему котировки Ozon обвалились после новости о переезде в Россию Почему котировки Ozon обвалились после новости о переезде в Россию

Почему случилась распродажа депозитарных расписок Ozon на Мосбирже?

Forbes
Открыть в приложении