Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – силаКультура

Ар деко и машинки зрения

Владислав Дегтярев

Известный плакат Владимира и Георгия Стенбергов к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» (1929) изображает скрещенные стволы орудийных башен, на которых, словно акробат в цирке, балансирует матрос, а рядом падает вниз безголовая фигура офицера, явно сброшенная с какой-то более высокой точки. Фоном композиции служит закругляющийся борт корабля, подобный скале. Композиция представляет собой коллаж, нарушающий законы перспективы и логики, но в этом невозможном пространстве действуют реалистически проработанные и вполне узнаваемые персонажи. Таково пространство ар деко.

Плакат братьев Стенбергов к фильму «Броненосец "Потемкин"»

Ключом к пониманию ар деко могут служить строки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота: «…ибо узрел // Лишь груду поверженных образов». Это образ культуры, пережившей Первую мировую войну, и все, что она могла создать из этой груды, – античных богов и архитектурных ордеров, благородных дикарей и прав человека и гражданина, – было коллажем. Современный французский философ Жан-Марк Лашо описывает создание коллажа как деконструкцию, сменяющуюся реконструкцией: «Первый ход: художник находит и отбирает в самой действительности совокупность разрозненных кусков. <…> Второй ход: он собирает (не заботясь о предустановленном порядке) и соотносит (конфликтным способом) части головоломки. <…> Вырванные из привычного мира осколки реальности включаются в подвижную структуру, не утрачивая при этом исходных свойств и памяти. Сопротивляясь манипуляциям художника и сохраняя относительную автономность, они вместе с тем выпадают из контекста»1.

1Ж.-М. Лашо. Коллаж/Монтаж // Коллаж-2. М. 1999. С. 59.

Но вокруг чего создается коллаж в нашем случае? Что служит для него символическим центром? И можно ли сказать, что сам броненосец – гигантская обитаемая машина, с которой Ле Корбюзье парадоксальным образом сравнивал Парфенон2, – организует или, точнее, дезорганизует изображенное на плакате пространство?

2Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М. 1991. С. 103—113. См. также: Петр Завадовский. Рождение архитектуры модернизма из духа античности. // Проект Байкал. № 66. 2020. С. 118—125.

Любая машина – что подтверждается историческими корнями техники – представляет собой машину зрения, производящую либо иллюзию (видимость), либо особую оптику (которую также можно назвать точкой зрения). Так или иначе, с помощью машин мы наблюдаем виртуальную реальность, не существующую вне технических средств.

Поль Вирильо

Поль Вирильо, вводящий понятие машины зрения в одноименной книге (1988), говорит о телескопе (изобретенном, что немаловажно, в эпоху барокко) следующие слова: «Телескоп, этот первостатейный зрительный протез, отображает недосягаемый для нас мир, а вместе с ним и другой способ передвижения в мире; логистика восприятия позволяет взгляду неизвестным ранее образом перемещаться, сталкивает близкое и далекое, порождает ускорение, опрокидывающее наше знание о расстояниях и измерениях»3. Точка зрения, таким образом, есть функция движения, и скорость перемещения наблюдателя то ли накладывает ограничения на скорость восприятия, то ли предоставляет ей новые возможности. И все же, сказанное французским философом о телескопе, хоть и содержит отсылку к Фрейду и его концепции «бога на протезах», сухо и конспективно повторяет слова итальянского иезуита Эммануэле Тезауро, воспевшего оптические устройства в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (1654). «Не знаю я, – пишет Тезауро, – человеческим или сверхчеловеческим помышлением движим был тот Голландский мастер, который недавно двумя зеркальными стеклами, как двумя волшебными крылами, вознес человеческое зрение в пределы далей, коих не достигнет даже и птица в своем полете; достаточно взглянуть в созданную им Зрительную Трубку, чтобы пересечь бескрайнее море без корабля и паруса; ты можешь теперь обозревать корабли, леса и города, которые не даются своевольным, слабым зрачкам; взлетая, подобно молнии, в поднебесье, человек теперь изучает солнечные пятна, рассматривает рога вулкана, бросающие тень на Венерино чело, измеряет громады Гор и Морей на поверхности лунного Шара и видит, как резвятся малыши, сопутствующие Юпитеру в его движении…»4.

3 Поль Вирильо. Машина зрения. СПб. 2004. С. 12.

4 Эммануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. СПб., 2002. С. 72.

Галилей и его телескоп

Соседка Тёрнера по купе поезда, пишет Некрасова, «была ужасно удивлена, когда добродушный пожилой джентльмен, сидевший напротив нее в купе поезда, попросил разрешения открыть окно, вдруг высунул голову в неистовый ливень и держал ее так на дожде почти десять минут. Когда он втянул голову обратно, с нее стекала ручьями вода, а он откинулся блаженно назад и закрыл глаза на целые четверть часа. Тогда молодая леди из любопытства тоже высунула голову в окно, совершенно промокла, но получила незабываемое впечатление. Представьте ее восторг, когда на выставке в Академии в следующем году она увидела: "Дождь, пар и скорость"! И услышала чье-то кислое замечание: "Очень похоже на Тёрнера, не правда ли? Никто никогда не видел такого смешения нелепостей". И она ответила "Я видела"»5.

5 Е. А. Некрасова. Романтизм в английском искусстве. М. 1975. С. 143.

Дождь, пар и скорость. Художник Уильям Тёрнер. 1844 год
Велосипедист. Художник Энцо Бенедетто. 1926 год

Можно ли тогда считать, что неподвижный «Потёмкин» на плакате выступает как машина зрения? Во всяком случае, транспортные средства на картинах итальянских футуристов выступают именно в такой роли: двигаясь в поле нашего зрения, они разрушают мир или разбирают его на составные части. Однако это всегда либо автомобиль, либо мотоцикл (в самом крайнем случае поезд), но никогда не корабль. Корабль не может мчаться, он слишком велик и поэтому воспринимается то ли как здание, то ли как природный объект и сам подвергается зрительному разрушению. Он не машина зрения, а что-то другое.

Наблюдатель конца 1920‑х годов мог воспринимать разрушение трехмерного пространства Стенбергами как довольнотаки прямолинейную метафору разрушения социального порядка. Интереснее сопоставить это плакатное пространство, где связи нарушены, с так называемым ослепляющим камуфляжем (dazzle camouflage) времен Первой мировой войны – попыткой визуально разбить или исказить объем корабля с помощью раскраски изломанными полосами контрастирующих цветов. Эта раскраска, придуманная совместно зоологом – специалистом по мимикрии в животном мире – и художником, была рассчитана на артиллеристов кораблей противника, пользовавшихся простейшими оптическими приборами или даже невооруженным глазом. Вражеский наводчик видел корабль, но не мог адекватно оценить его размеры и скорость, расстояние до него, а порой – и направление его движения. Для наблюдателя такой ярко раскрашенный корабль распадался на час-ти, словно был частью картины, написанной футуристом, точнее – частью мира, претерпевающего трансформацию на такой картине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ветвистоусые летописцы водоёмов Ветвистоусые летописцы водоёмов

Кандидат биологических наук Антон Жаров — о кладоцерной палеореконструкции

Наука и жизнь
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком Отберут ли автомобиль, если не заплатить вовремя по автокредиту – и 5 способов решить вопрос с банком

Как будет действовать банк, выдавший автокредит, если клиент задерживает платежи

ТехИнсайдер
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Стоит ли смотреть сериал «Первый номер»: честная рецензия Стоит ли смотреть сериал «Первый номер»: честная рецензия

«Первый номер»: насколько ужасы гламура похожи на правду

Maxim
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

NASA испытало прототип робота для поиска жизни в океане Европы

N+1
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире

Как использовать знания об аудитории, чтобы набирать подписчиков?

Inc.
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
День открытых дверей День открытых дверей

Какими нестандартными решениями поражает электрический минивэн Zeekr Mix

Автопилот
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Открыть в приложении