Жми на газ: как привычка экономить время мешает нам жить
В книге «Контекст жизни: как научиться управлять привычками, которые управляют нами», которая выходит в издательстве «Альпина», основатели международной тренинговой компании Business Relations рассказывают, как пагубные когнитивные привычки создают барьеры на пути к успеху
Всем знакомо утверждение: «Время — деньги». Мы к нему привыкли и не задумываемся, что за этим утверждением стоит такое понимание времени, при котором оно воспринимается как дефицитный товар. Времени как будто вечно не хватает, а иногда его вообще «нет», оно дорого, его надо экономить. А значит, постараемся действовать быстрее, успеть больше, догнать и перегнать других. Существуют, однако, культуры и цивилизации, которые придерживаются других принципов по отношению к времени. В этих иных парадигмах время не считается дефицитом: «Когда Бог создавал время, он создал его достаточно».
Элементы этого другого отношения к времени знакомы и нам. Например, супермаркеты в высоком ценовом сегменте, в отличие от дискаунтеров, стараются расположить товары так, чтобы покупатель не сэкономил время, а более качественно его потратил, получил удовольствие от процесса выбора и покупки. В последние лет развивается движение slow food, которое в противоположность фастфуду ратует за размеренный прием пищи, чтобы можно было прочувствовать вкус и аромат, есть с большим удовольствием, а заодно не переедать. Продолжает расти рынок обучения навыкам, связанным с осознанностью и медитацией. У нас есть потребность замедлиться — но и потребность «жать на газ» тоже никуда не делась.
Наша чрезмерная торопливость становится единственной причиной многих и многих нежелательных последствий.
Мы говорим о привычке экономить время, потому что современный горожанин часто некритично воспринимает спешку как единственный способ функционирования. Мы спешим принять решение, спешим сделать как можно больше за день или неделю, не делаем пауз в разговоре, не даем ситуации созреть. Наша чрезмерная торопливость становится единственной причиной многих и многих нежелательных последствий.
Зачем нам нужна привычка экономить время?
Мы успеваем быстро сделать многое, получаем результат раньше других.
Мы легко претворяем в жизнь любые решения, мгновенно реагируем на меняющуюся ситуацию.
Как привычка экономить время может нам мешать?
Мы реагируем не всегда верно или точно.
Мы не даем решению или событию дозреть естественным путем.
Мы получаем только очевидную, поверхностную информацию, можем не заметить скрытых деталей, связей.
В разговоре и вообще в отношениях с людьми замечаем меньше оттенков.
Не остается времени получить удовольствие от процесса, да и от результата работы.
За последние полвека жизнь всего человечества резко ускорилась и стала меняться быстрее, чем когда-либо. В детстве мы и представить не могли, до каких фантастических результатов дойдет прогресс через какие-нибудь 20–30 лет. Но с ускорением прогресса растут и глобальные риски — политические, климатические, медицинские, техногенные, связанные с искусственным интеллектом. Кажется, что единственный ответ на новые вызовы — бежать еще быстрее. Но это не совсем так. Нам нужны не поспешные, а правильные решения, и мы должны стать не только быстрыми, но и гибкими, и точными. Это возможно, только если мы научимся управлять своей привычкой экономить время.
Почему мы позволяем привычке экономить время управлять нами
— Развитая культура потребления. У нас множество желаний, и мы спешим их удовлетворить. Нам нужно время как на то, чтобы получить доступ к этим желаниям (например, заработать деньги), так и на само потребление (путешествия, новые знания и навыки, обладание и пользование вещами, знакомства...).
— Необходимость быстро отвечать на вызовы. Так как ускорился весь мир, то участие в глобальной гонке требует скорости и от каждого из нас. График работы и жизни становится более жестким и для тех, кто работает на себя и сам распоряжается временем.
— Изменение характеристик внимания. Внимание современного человека часто проявляется как более короткое и фрагментарное, чем у поколения наших родителей. Возможно, одна из главных причин этого — гаджеты с доступом в интернет.
— Желание побеждать. Существует представление, что побеждает тот, кто двигается быстрее. Это не всегда так. Возможны разные стратегии, как «быстрые», так и «медленные». Знаменитый инвестор Уоррен Баффетт, стабильно входивший в тройку самых богатых людей Земли, широко известен своей любовью к «длинным», «медленным» стратегиям. Его акционеры держали акции десятилетиями и богатели вместе с ним.