Женщины смотрят: что такое «женский взгляд» в кино
Современный кинематограф подарил нам огромное разнообразие жанров, форматов и оптик, через которые транслируются истории. И тут от привычного «мужского взгляда», который долгое время был основным в кино, резко отличается «женский». Этой призме посвящена новая кинопрограмма музея «Гараж» — «Титановые маргаритки». Про просьбе «Правил жизни» Анна Сотникова разбирает понятие female gaze и выбирает фильмы, которые с ним знакомят.
Женский взгляд (он же female gaze) — понятие феминистской теории, представляющее женщин в визуальных медиумах как субъектов, обладающих агентством. Определение звучит запутанно, но попробуем расшифровать.
Этот термин сформулировала в 1975 году британская феминистка и теоретик кино Лора Малви в эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» как ответ на теорию мужского взгляда (male gaze). В этом эссе Малви рассуждает о том, что самой распространенной и даже «стандартной» перспективой в кино остается точка зрения гетеросексуального белого мужчины. Male gaze проявляется во всем: в выборе определенных ракурсов, сюжетов, костюмов и декораций, то есть вещей, из которых складывается кинематографический медиум. Право на контроль над своими жизнями у женщин на экране этот медиум отобрал еще более сотни лет назад, насильно водрузив их на пьедестал, чтобы тысячи мужских глаз смотрели — и видели не женщину, а суррогат, абстрактное означающее, не равное означаемому. Приходя в кино, женщины призваны сталкиваться с контекстом, запрограммированным полностью для их невидимости.
Аспекты вуайеризма, фетишизма и сексуализации женщин на экране Малви прослеживала на примере, в частности, фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор», объясняя сочетание взглядов главного героя и ракурсов камеры при помощи теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Концепция Малви — «скопофилия», то есть удовольствие от созерцания, — говорила о том, что женщины в кино становятся объектами, на которые можно смотреть, но сами они ответить взглядом не имеют возможности.
На протяжении всей истории кинематографа подавляющее большинство режиссеров и других авторов визуальных медиа оказывались мужчинами, а следовательно, и визуальный язык в подавляющем большинстве случаев отражал мужскую перспективу. Это разделило мужчин и женщин на тех, кто смотрит (мужчины), и тех, на кого смотрят (женщины).