Альцгеймер подождет!
Чем дольше мы живём, тем больше вероятность столкнуться с болезнью Альцгеймера. Однако есть способы отсрочить эту встречу.
Тёмная сторона долгой жизни
Когда психиатр Алоис Альцгеймер на собрании немецкого психиатрического общества делал доклад о своей пациентке Августине Д., ему не задали ни одного вопроса. Августина страдала редкой на тот момент формой слабоумия, и публике всё это было неинтересно. Кто бы мог подумать, что через 100 лет описанная Альцгеймером и названная в честь него болезнь примет масштабы мирового бедствия и станет самым распространённым заболеванием мозга в пожилом возрасте. Чем выше средняя продолжительность жизни (на сегодня это 73 года), тем вероятнее для каждого человека встреча с болезнью Альцгеймера.
Обычно симптомы болезни проявляются не раньше 65 лет. Есть случаи раннего старта, в 40–45 лет. К счастью, это случается нечасто. А вот в 85 лет признаки заболевания есть примерно у 50% людей. При этом болезнь Альцгеймера – самый распространённый и самый изученный, но далеко не единственный вид слабоумия. Существуют ещё деменция с тельцами Леви, сосудистая деменция, болезнь Паркинсона и др. Всё это разные заболевания с похожими проявлениями – человек теряет память, способность здраво мыслить, регулировать эмоции, разговаривать, общаться, двигаться. По сути утрачивает самого себя. Лечить деменцию пока не научились, лекарства помогают лишь замедлить деградацию. Однако за последние десятилетия мы узнали много нового о здоровье мозга. Так что у нас есть реальные способы взять ситуацию под контроль и получить в будущем более здоровую версию себя.
По оценкам ассоциации Альцгеймера, в 2010 году во всём мире насчитывалось 35,6 миллиона человек с болезнью Альцгеймера. Если события будут развиваться теми же темпами, к 2050 году эта цифра увеличится до 115,4 миллиона человек.
Бросай курить, вставай и иди
При Альцгеймере внутри нейронов образуются нейрофибриллярные клубки, а в межклеточном пространстве – амилоидные бляшки. Этот белковый мусор убивает нейроны и мешает передаче импульсов между ними. Основной провоцирующий фактор заболевания, кроме возраста, – генетическая предрасположенность: в 70% случаев оно передаётся «по наследству». Однако быть носителем «плохих» генов и заболеть – ещё не одно и то же. Как показало большое исследование, проведённое в Эксетерском университете (Великобритания), генетические риски нивелируются на треть за счёт здорового образа жизни. ЗОЖ тут означает, что человек не курит, занимается фитнесом не меньше 150 минут в неделю, правильно питается и выпивает не больше бокала вина в день для женщин и двух бокалов – для мужчин. Существенный вклад в статистику деменции вносят сердечно-сосудистые заболевания, при которых нарушается кровоснабжение мозга. Инсульт, например, повышает риск в 2 раза. Инсулинорезистентность и диабет тоже провоцируют возрастные когнитивные нарушения. Заметьте, в отличие от генов и возраста эти факторы можно контролировать. Что и происходит в развитых западных странах, где, вопреки ужасным прогнозам, заболеваемость деменцией в старшем возрасте заметно снизилась за последнее десятилетие.
О пользе бега в колесе
Опыты на мышах показали, что аэробные упражнения (зверьки бегали в колесе) делают их более сообразительными. Причём даже в большей степени, чем обогащённая среда (то есть игрушки, лесенки и прочие аттракционы), которая тоже способствует развитию мозга. Чем больше упражнялись зверьки, тем больше у них было новых нейронов в области гиппокампа (отвечает за память), в мозжечке (контроль двигательной активности) и лобных долях (исполнительная функция). Кроме того, мозг лучше очищался от того самого белкового мусора, убийцы нейронов, который образуется в процессе метаболизма. То же касается и любителей фитнеса, в первую очередь аэробных нагрузок. В Гарвардской медицинской школе провели большое исследование с участием 18 тысяч женщин, которое длилось 15 лет. Участницы, ходившие пешком в бодром темпе не меньше полутора часов в неделю, когнитивно оказались на 3 года моложе ровесниц, гулявших не больше 40 минут в неделю. В группе активных в целом было на 20% меньше когнитивных нарушений.