X, Y, Z: как работать с людьми разных поколений
Практически в каждой компании работают представители нескольких возрастных групп, и каждая из них уникальна, обладает своими преимуществами и особенностями. Почему люди X не могут работать с зумерами, в чем преимущество «игреков» и как выстроить их в одну эффективную для бизнеса цепочку?
Поколения
Z — зумеры (2000–2011 годы)
Свое название это поколение людей, которым сейчас от 13 до 24 лет, получило от английского слова zoom, что в переводе означает «увеличивать» или проще «зумить». О зумерах еще говорят, что они родились со смартфоном в руке. Гаджет для них — не только развлечение, но и инструмент для решения важных задач, а интернет — естественная среда обитания, где можно не только знакомиться и общаться, но и работать.
В том числе поэтому зумеры традиционному 5/2 в офисе предпочитают иной график (свободный или сменный) и формат (гибридный или дистанционный)
Да и род занятости у них может не совпадать с получаемой в вузе профессией. Скорее он будет сопряжен с личным комфортом (да, эти ребята себя очень любят и ценят, с этим придется считаться), а также темой — если нравится, зумеры готовы в ней развиваться. Поэтому если хотите такого сотрудника, создайте для него соответствующие условия, например, обеспечьте возможность дополнительно стажироваться. На заметку: молодежь тяготеет к творчеству или IT.
Отличительные черты поколения Z:
- клиповое мышление (информация воспринимается не целиком, а фрагментарно),
- потребность в личном пространстве,
- активность,
- быстрое эмоциональное выгорание.
Последнее требует от начальника четкости постановки задач, а также использования различных способов мотивации. Иными словами, сотрудник-зумер должен понимать, что и зачем он делает, а также чувствовать обратную связь и видеть результат (лучше быстрый) от приложенных усилий.
В противном случае порученная работа не будет выполнена. И поверьте, мучиться угрызениями совести зумер не станет. В ситуациях, когда люди постарше опасаются увольнения, у поколения Z такой страх напрочь отсутствует. В условиях большого количества возможностей они сами тут же найдут вам замену.
Среди рисков сотрудничества с зумерами — их непостоянство. По статистике, они устраиваются на полную ставку, будучи еще второкурсниками (закон не запрещает). Однако, сначала загоревшись желанием принять участие в том или ином проекте, условно, могут внезапно понять, что учеба важнее, и от вашего предложения отказаться. Вместе с тем поколение Z в большинстве своем не видит необходимости в трудоустройстве по трудовому кодексу. Не в их привычке строить далеко идущие планы в части будущей пенсии.
Зумеры скорее нацелены на то, чтобы накопить капитал и за счет него обеспечивать себя и своих детей