Именно женщина первая села за руль первого автомобиля

Новый очагАвто

Женщина за рулём

К моменту, когда массовому покупателю был представлен первый автомобиль, прерогатива управлять транспортом прочно закрепилась за мужчинами. Однако именно женщина первая села за руль странного трёхколёсного устройства и продемонстрировала миру, что на нём можно преодолевать большие расстояния. Рассказываем историю женщин за рулём.

Текст: Елена Гладских

Спасая детей

В XIX веке женщинам не только запрещалось водить конку и омнибус, но и быть пассажирками верхнего яруса. Объяснялось это соображениями этики и безопасности. Уже в начале ХХ века в Париже несколько женщин легально работали извозчицами. В России в 1908 году крестьянка Мария Иванова была вынуждена надеть униформу покойного мужа и выйти на смену в качестве извозчицы, чтобы прокормить детей. Как только в ней распознали женщину, тут же доставили в участок. Альтернативного заработка у неё не было, поэтому она вновь села на козлы и стала героиней хроник печатных изданий. Каждый репортёр желал осветить сенсацию, ведь женщина-извозчик в то время была такой же редкостью, как спустя полвека — женщина-космонавт.

Первая российская женщина-извозчица была вынуждена работать по ночам, чтобы не раздражать общественность и коллег-мужчин.

Сесиль, жена наследного принца Пруссии, ведущая карету на дороге в Потсдаме, 1907 г.

Ездить можно

В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц получил патент на первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. О том, какую роль в этом сыграла его жена, знают немногие.

Берта родилась в семье зажиточного плотника, который ждал появления наследника и зафиксировал в дневнике разочарование: «Ну что ты будешь делать — опять девочка!» Возможно, именно желание иметь сына подтолкнуло его дать Берте приличное образование. К совершеннолетию она разбиралась не только в этикете и рукоделии, но и в естественных науках. К тому же была довольно завидной невестой — отец давал за ней хорошее наследство. К его разочарованию, в мужья дочь выбрала нищего Карла Бенца. Карл был гениальным инженером, но предпринимательская жилка в их семье досталась Берте. Она не просто верила в него, но и вникала во все технические детали экспериментов. А когда их «Мотор ваген» был, наконец, запатентован, но не вызвал ажиотажа, она решилась на хитрость. Сегодня это назвали бы перформансом. Берта взяла с собой сыновей и отправилась на трёхколёсной повозке с одноцилиндровым моторчиком — именно так выглядела первая модель «Моторвагена» — в соседний город, к своей матери, за сто с лишним километров. Несколько раз пришлось провести техобслуживание — Берта собственноручно привела в порядок топливную трубку и индукционную катушку. Так или иначе, до цели Берта с сыновьями добрались, а это значило, что изобретение Карла годилось для дальних поездок. Это придало ему смелости, и он отправил своё детище на выставку в Мюнхен. Очень скоро Бенцу предложили открыть торговое представительство в Париже.

Всё приданое жены Карл Бенц вложил в небольшую фабрику, с которой всё и началось.

Портрет Берты Бенц.
Берта Бенц в автомобилях, изобретённых её мужем, инженером Карлом Бенцем.

Изобретая автомобиль

Автомобилестроение принято считать исключительно мужской отраслью, но в том, как выглядят современные машины, немало женских заслуг. К примеру, дворники с ручным приводом запатентовала в 1903 году Мэри Андерсон, а электрические стеклоочистители изобрела одиннадцатью годами позже Шарлотта Бриджвуд. Почти одновременно с ней американка Долорес Джонс оснастила автомобиль глушителем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении