Как жила немецкая культура при нацизме

WeekendИстория

Те и эти

Как жила немецкая культура при нацизме

Альберт Янеш. «Водный спорт», 1936. Фото: Museum Arnhem

84 года назад, 1 сентября 1939 года, прозвучало радиообращение Адольфа Гитлера к немецкому народу и со слов «с 5.45 утра ведется ответный огонь» («ответный» — на сфальсифицированное польское нападение на радиостанцию в Гляйвице) началась Вторая мировая война. Для немцев внутри Германии это известие в числе прочего означало, что выехать из страны более практически невозможно. Раздел немецкой культуры на ту, что отвечала требованиям нацистского государства, и ту, что ему противостояла и поэтому оказалась за границей, к этому моменту уже состоялся, но теперь он был закреплен физически. Мы знаем много произведений искусства, созданных в эмиграции,— и почти не знаем тех, что возникли внутри страны. Между тем все 12 лет Третьего рейха, включая годы войны, были годами активного культурного производства. Что это было за производство, в каких условиях оно происходило и почему после капитуляции его результаты оказались для мира неожиданными, рассказывает Ольга Федянина.

Безымянное множество

Разделение на покинувших нацистскую Германию и оставшихся в ней оказалось более живучим, чем сам Третий рейх: взаимный вопрос «чем вы ТАМ занимались?» и подспудный взаимный упрек в предательстве висел в воздухе десятилетия спустя после капитуляции, публичных покаяний и выплаты репараций. Обида жила дольше, чем затронутые войной поколения: через 47 лет после капитуляции, в 1992-м, похороны Марлен Дитрих в Берлине вызвали протест — а открытый памятный вечер пришлось отменять, дабы не нарваться на непристойный скандал (в 1996-м под такие же протесты в Берлине ее именем называли улицу). Это был не эксцесс неонацистского реванша, а ропот людей, которые продолжали считать, что «эти» когда-то бросили «нас» на произвол судьбы.

«Бросили» в данном случае означает еще и — отвернулись, перестали видеть, перестали различать.

Между тем роли оставшихся были совсем разными: среди них были активные коллаборационисты, безусловные жертвы, оппортунисты-выгодоприобретатели, искренние сторонники нацизма — и те, кто никак не проявил своей позиции.

«В темноте живут вот эти, // На свету живут вон те, // Нам и видно тех, кто в свете, // А не тех, кто в темноте»,— написал Брехт (и конгениально перевел Григорий Дашевский). «В темноте», невидимыми и как бы не существующими в Третьем рейхе, оказались люди, уклонившиеся от прожекторного света государственной политики и идеологии, не исполнившие в этой исторической драме никакой роли — ни жертвы, ни союзника режима.

Это были люди, отказавшиеся от профессии и выбравшие затворническую, незаметную жизнь — как, условно говоря, Рассказчик в манновском «Докторе Фаустусе».

Кто-то поступил так из ненависти и протеста — но совсем не все. Кем-то руководила трусость, кем-то аллергия на бесцеремонность вторжения политического пространства в частное, кем-то безразличие, кем-то смутный инстинкт. Чиновники, которые ушли на пенсию раньше запланированного срока, аспиранты, оставившие в столе недописанную диссертацию, а сами оставшиеся приват-доцентами, университетские преподаватели, уехавшие в деревню работать в школе, политические и художественные обозреватели, переквалифицировавшиеся в рекламных агентов,— число их никем не считано, никакому подсчету не поддается и имен их мы практически не знаем.

Лишь гораздо позже стало известно, что некоторые из ушедших на дно вели подробные дневники и стали выдающимися хроникерами эпохи.

В остальных случаях, десятках тысяч других случаев, речь шла о той или иной форме взаимоотношений с властью. Во внутренней оптике Третьего рейха — которую оставшиеся в нем сохраняли пожизненно — есть очень придирчивое, начетнически детальное внимание к тому, каким именно конформистом (оппортунистом) был тот или иной режиссер, актер, поэт, дирижер. То есть какую степень коллаборации он выбрал — и что стало ее результатом. Кого-то интересовали только роли, премьеры, гонорары и блеск славы, а кто-то — вполне наслаждаясь и первым, и вторым, и третьим — свою славу и свое влияние успевал еще использовать для помощи преследуемым. И послевоенное возвращение коллаборационистов зависело не от количества и качества произведенной ими художественной продукции, а от наличия людей, готовых свидетельствовать в их защиту.

Государство — это список

Ключевой декларацией нацистской художественной политики была декларация идеи чистоты и, соответственно, очищения. Как будто бы где-то существовала исконная арийская культура, только сильно запачканная, и ее теперь следовало отмыть. Очищать арийскую культуру нужно было от чужого и наносного — от еврейского, левого, дегенеративного, от всего, что за время Веймарской республики успело загрязнить арийский идеал. В таком «очищенном» (и довольно герметичном) состоянии она просуществовала до 1945 года.

Для того чтобы превратить национальную идеологию в художественную систему, нужна была государственная мудрость — то есть бюрократическая схема, отсортировывающая чуждые элементы на дальних подступах.

Министерство народного просвещения и пропаганды руководило Имперской палатой культуры, которая, в свою очередь, руководила семью «подпалатами» — Палатой театра, Палатой кинематографа, Палатой изобразительных искусств, Палатой прессы, Палатой радио, Палатой литературы, Палатой музыки. Заниматься соответствующей художественной деятельностью было разрешено только членам палат. Для получения членства требовалось свидетельство об арийском происхождении. Таким образом искусство (и похожим образом наука) было избавлено от влияния евреев. Тех, кто был носителем другой грязи, то есть левой идеологии и «дегенеративной эстетики», выкидывали из палат просто по доносу или запросу полиции и прокуратуры.

К концу войны во всех этих палатах и подпалатах состояли 140 000 официальных и сертифицированных деятелей культуры.

Есть мало кем замеченная ирония в том, что официальная нацистская пропаганда постоянно настаивала на том, что это самое культурное арийство есть нечто абсолютно органическое, природное, заложенное в народных генах. Каким образом из генетической предопределенности торжества арийского идеала вытекала необходимость создания системы государственного отбора с анкетами и штемпелями, объяснить сложно. Впрочем, мысль о том, что мировой дух исчерпывающе выражается в фигуре прусского столоначальника, еще Гегелю не казалась странной.

Уже в терминальной стадии режима, в 1944 году, Геббельс, помимо всех палат и подпалат, создал список исключений — перечень художников, которые подлежат особой защите государства и должны быть абсолютно ограждены от любых военных невзгод. В нем 1041 человек. В историю он вошел как «Список богоизбранных» и интересен главным образом тем, что наиболее полно отражает художественные вкусы и предпочтения государственной верхушки рейха. Внутри этого списка был негласный первый раздел — лично избранных Гитлером небожителей, creme de la creme, тех, кого считал незаменимыми лично он.

В «списке фюрера» было всего 25 имен — и в глаза читателю бросается прежде всего то, что большая часть этих имен не говорит ничего не только широкой публике, но, в общем-то, и публике профессиональной. Среди 25 есть три фигуры, по сей день имеющие свое место в мировой культуре: Фуртвенглер, писатель Герхарт Гауптман и композитор Рихард Штраус. Еще несколько человек — вроде скульптора Арно Брекера или драматурга Ганса Йоста — люди, выполнявшие важные функции в нацистской культурной иерархии, но при этом, что называется, заслужившие свою профессиональную библиографию. Все остальные — совсем глухо безымянные, никому и никогда больше не понадобившиеся фигуры. Более того, они и в политическом отношении в одну череду не выстраиваются.

Та же самая история и с остальной отборной тысячей: меньше всего она похожа на стройный элитный дивизион, ритмично работающий над созданием единого арийского культурного идеала, способного стать примером не только для страны, но и для мира. Что уж тогда говорить об остальных 139 тысячах членов всевозможных имперских палат, обладателях свидетельства об арийском происхождении.

Взаимная беспринципность

На самом деле отношения художника и власти в Третьем рейхе были по большей части отношениями взаимной тактической беспринципности.

Главный идеолог страны Генрих Геббельс был, судя по свидетельствам окружающих и по его собственным дневникам, существом довольно редкой породы — маньяк-прагматик. Он собирал ошметки разнообразных националистических теорий и идей в реальную культурную политику, вкладывая в это предприятие огромные личные амбиции и государственные бюджеты. Контрактам немецких кинозвезд и их виллам в Бабельсберге, рядом с благополучно нацифицированной киностудией UFA, вполне мог завидовать Голливуд. А то, что на каждой съемочной площадке дежурил приставленный надзиратель от СС, выполнявший какие-нибудь вспомогательные киноработы,— это были издержки производства, на которые многие режиссеры даже внимания не обращали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северо-восторг Северо-восторг

Открываем в России невероятные места (и учимся выговаривать их названия)

VOICE
Так было или не было? Так было или не было?

7 самых известных мифов в истории человечества

Лиза
Будь готов! Будь готов!

Как сохранить грибы в морозилке

Лиза
Практичный контемпорари Практичный контемпорари

Стильное пространство с интересными деталями

Идеи Вашего Дома
«Это счастье, когда человек на своем месте!» «Это счастье, когда человек на своем месте!»

Какой Михаил Полицеймако вне экрана и сцены?

Добрые советы
Арбузное настроение Арбузное настроение

5 небанальных рецептов из летней ягоды

Лиза
Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома» Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома»

Где еще заявит о себе искусственный интеллект и как он повлияет на рынок труда

РБК
Весы Роберваля Весы Роберваля

В рычажных весах точки опоры и подвеса чаш образуют равнобедренный треугольник

Наука и жизнь
Осторожно: псевдопсихолог! Осторожно: псевдопсихолог!

Выдуманные заболевания, которые могут тебе приписать

Лиза
Ну, приехали! Ну, приехали!

Как привести себя в порядок после отпуска и провести необходимый детокс?

Добрые советы
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Северяне в Эстонии Северяне в Эстонии

11 ноября 1918 года перемирием в Компьене закончилась Великая война

Дилетант
Время доставки Время доставки

Можно ли на самом деле обуздать свою страсть к онлайн-шопингу?

VOICE
Что угрожает нашему интеллекту? Что угрожает нашему интеллекту?

Человечество на вершине интеллектуального потенциала! Но что нас ждёт впереди?

Здоровье
Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков

Как передать файлы между компьютерами?

CHIP
Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории

Как несмотря на все различия сделать отношения с иностранцем здоровыми?

Psychologies
Жизнь в серебре Жизнь в серебре

Чем живет город Гуанахуато, обеспечивший современный миропорядок?

Вокруг света
Время Пегаса. Осеннее небо Время Пегаса. Осеннее небо

Этой осенью продолжаем разговор о созвездиях семейства Персея

Наука и жизнь
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Охота на алгоритм Охота на алгоритм

Способна ли машина заменить человека в самых важных ему областях деятельности

Правила жизни
«Одна ночь»: как память о насилии не отпускает жертву и свидетелей даже спустя 20 лет «Одна ночь»: как память о насилии не отпускает жертву и свидетелей даже спустя 20 лет

«Одна ночь»: история о том, что о насилии нельзя молчать

Forbes
Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь» Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь»

Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!»

Коллекция. Караван историй
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Как назвать кота: выбираем кличку питомцу Как назвать кота: выбираем кличку питомцу

Идеи-подсказки, как назвать нового друга

ТехИнсайдер
10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель» 10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель»

Таня Ткачук вспомнила детство, поделилась мудростью и закончила несколько фраз

VOICE
В башне «око» В башне «око»

Двухкомнатные апартаменты на 38-м этаже небоскреба с панорамным видом из окон

SALON-Interior
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Станислав Лем Станислав Лем

Правила жизни писателя Станислава Лема

Правила жизни
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
Открыть в приложении