Генрих Семирадский и Михаил Врубель в постколониальном свете

WeekendКультура

Неперемещенные лица

Генрих Семирадский и Михаил Врубель в постколониальном свете

Анна Толстова

Генрих Семирадский. «По примеру богов», 1888. Национальная галерея Армении, Ереван

В Третьяковской галерее и Русском музее совпали во времени выставки двух больших художников Российской империи, поляков по происхождению: Генриха Семирадского чествуют в Москве, Михаила Врубеля — в Петербурге. Сегодняшние требования пересмотреть историю русского искусства в постколониальном свете позволили бы увидеть обоих по-новому, но в главных музеях национального искусства пока придерживаются сложившихся интерпретаций.

Обе выставки вышли очень русскими, и связано это не только с тем, что и Третьяковская галерея, и Русский музей были вынуждены работать преимущественно с российскими собраниями. Выставки готовились давно, на протяжении нескольких лет, но еще до нынешнего разрыва почти всех музейных контактов с заграницей было понятно, что кураторам придется обойтись без вещей из музеев Украины, в случае Врубеля принципиально важных, в случае Семирадского тоже вполне значимых. Третьяковская выставка озаглавлена «Генрих Семирадский. По примеру богов», где подзаголовок не просто обозначает позицию «крупнейшего мастера европейского академизма», всегда — по примеру богов — остававшегося над битвой авангарда с арьергардом: «По примеру богов» — название одной из самых популярных в XIX веке картин художника, известной в нескольких авторских повторениях, в Москву прибыла работа из собрания Национальной галереи Армении (близкие вариации сюжета хранятся в музеях Львова и Ужгорода), которая — наряду с Национальным художественным музеем Беларуси — и отвечает за интернациональность этого выставочного проекта. Впрочем, дело не в «импортозамещенном» составе экспозиций, а во взгляде на предмет: и Семирадский, и Врубель вышли очень русскими художниками, героями отечественной истории искусства. Меж тем на обоих давно и не без оснований претендует польская история искусства — так, собственно, и собираются национальные историко-культурные нарративы после того, как колонии отделяются от империй. Но если с первым русская история искусства могла бы расстаться без особых сожалений, то второго отдавать не намерена.

Конечно, Генрих Семирадский (1843–1902) и Михаил Врубель (1856–1910) принадлежали к разным художественным поколениям, которые в XIX веке начали сменяться стремительно. Но жили они примерно в одно и то же время, были подданными одного и того же государства, учились в одной и той же Императорской академии художеств в Петербурге, правда, у разных учителей. Оба были страстные меломаны и любители театра, где много работали, оба служили красоте, презирая публицистическое искусство, оба были наделены колоссальным декоративным даром. Но при всех совпадениях и сходствах в отечественной истории искусства оказались на разных планетах, даром что Врубель, скептически относившийся к русской школе, выделял Семирадского в ряду немногих других — видимо, как истинного европейца. Надо сказать, обоим доставалось от главного русского критика XIX века, Владимира Стасова, однако за разные прегрешения. Стасовская критика, собственно, и определяет место каждого в отечественной системе ценностей: Семирадский — «много блеска и виртуозности», то есть поверхностный и шаблонный академизм, оценка, благополучно дожившая до наших дней, несмотря на все попытки ревизии в постсоветское время; Врубель — «чепуха» и «безобразие», то есть модернизм, недоступный пониманию престарелого апологета передвижничества, и именно в качестве провозвестника русского авангарда автора «Сиреней» и «Демонов» — со всеми его упражнениями в области чистой формы, «протокубистическими» кристаллами и «протоабстрактными» раковинами, явленными глазу плоскостями, иконностью, фрагментарностью, незаконченностью,— превозносят по сей день.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Три раза в день после еды Три раза в день после еды

Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом

Psychologies
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели

Рестайлинговый Volvo S90 похвастался радикально переработанным дизайном

ТехИнсайдер
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Открыть в приложении