Где пили Ахматова, Аполлинер, Толкин, Керуак и Капоте
И как ночная жизнь становилась искусством
Московские бары и клубы вышли из карантина — ура! В ожидании нового расцвета культурной жизни рассказываем, где и как тусовались наши любимые художники и поэты и как кабаре, кафе и ночные клубы делали историю искусства.
«Подвал бродячей собаки»
Петербург
Самый модный клуб Серебряного века
«Чтобы попасть в „Собаку“, надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан. Вешальщик, заваленный шубами, отказывается их больше брать: „Нету местов“. Перед маленьким зеркалом толкутся прихорашивающиеся дамы и загораживают проход» — так описывал Георгий Иванов путь к самому модному клубу Серебряного века, куда ходили все — начиная с Ахматовой и Гумилева и заканчивая Хлебниковым и Маяковским. Идея о том, что петербургской богеме нужен свой клуб, появилась в конце 1900-х, к 1911-му был найден идеальный подвал, где могли спрятаться все: он находился в доме, в котором жил организатор «Собаки» режиссер Борис Пронин. Полутайные встречи художников, поэтов и музыкантов (поначалу в «Собаку» обычную публику просто не пускали) начинались строго после двенадцати — чтобы гости не пропускали спектакли. Веселье, которому посвящены некоторые из самых известных стихотворений Серебряного века, прекратилось в 1914 году — началась Первая мировая война, спустя год «Собака» была закрыта за незаконную торговлю спиртным.
«Кабаре Вольтер»
Цюрих
Лишняя комната и дадаисты
«Я не хочу пользоваться словами, которые придумали другие. А все уже существующие слова придуманы другими. Я хочу творить свое собственное безобразие, используя соответствующие гласные и согласные. Коль размах в семь локтей, так и слова нужны под стать ему»,— объявил в 1916 году поэт Хуго Балль. Так началась история дадаизма — ответа авангардных художников на ужасы Первой мировой войны. Манифест движения Балль, сбежавший из Германии в нейтральную Швейцарию, читал в «Кабаре Вольтер», которое сам же и открыл в том же году. Кабаре, в котором встречались авангардисты со всего света, оказавшиеся в Швейцарии из-за войны, размещалось в пустой комнате бара Hollaendische Meierei на улице Шпигельгассе — Балль знал его хозяина. Обустраивали «Вольтер» тоже всем миром — на стенах висели работы Пикассо, Модильяни и Маринетти. За развлечения — поэтические чтения, перформансы и театральные выступления — отвечал в основном Тристан Тцара. Он же, по легенде, развлекал Владимира Ленина, приехавшего в 1916 году в Цюрих и жившего на той же Шпигельгассе: классик сюрреализма играл с ним в шахматы и позже привлек к музыкальным номерам в «Кабаре Вольтер» — Ленин играл там на балалайке.