Как забытый немецкий романтик стал современным художником

WeekendИстория

Фридрих великий

Как забытый немецкий романтик стал современным художником

«Двое, созерцающие луну», 1819–1820. Фото: Galerie Neue Meister, Dresden

5 сентября исполняется 250 лет со дня рождения Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Немецкого романтика чествуют по всему миру, юбилейные выставки начались в прошлом году и растянутся на будущий, когда первую американскую ретроспективу художника откроет Метрополитен. Нью-йоркская ретроспектива станет финалом, но все же не центральным событием в праздничной программе — главные выставки приготовили в четырех городах, где хранятся самые большие фридриховские собрания. Гамбург, Берлин, Дрезден, Петербург — в сущности, это география «немецкого мира» XIX века, века, в котором Фридрих был и признан, и позабыт еще при жизни. Однако на протяжении XX столетия он из третьестепенного дрезденского пейзажиста постепенно превратился в основоположника немецкого романтизма и величайшего гения человечества, чьи картины стали иконами масскульта и разошлись на цитаты, как «Поцелуи» Климта и «Крики» Мунка. Анна Толстова рассказывает, как, пройдя сквозь воду, огонь и медные трубы, Фридрих тоже сделался художником-модернистом — усилиями авангардистов и консерваторов, патриотов и космополитов, нацистов и антифашистов.

«Монах у моря», 1808–1810. Фото: Alte Nationalgalerie, Berlin, Germany

Сквозь огонь

Помимо выставок к юбилею подоспела книга Флориана Иллиеса «Волшебство тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь времена». Возможно, лучший из современных немецких эссеистов, Уолтер Патер наших дней, Иллиес разворачивает рассказ о жизни и живописи художника как пестрый ковер, сотканный из четырех стихий: огонь, вода, земля, воздух. И неслучайно начинает повествование со стихии огня.

6 июня 1931 года сгорел Стеклянный дворец в Мюнхене. Гигантский выставочный комплекс из стекла и чугуна сгорел дотла, в огне погибло более трех тысяч произведений искусства — Германия, еще не подозревающая, какие катастрофические разрушения ей предстоят в скором времени, оплакивала гибель национального достояния, сравнимую разве что с потерями времен Тридцатилетней войны; все газеты страны разразились скорбными элегиями. Самым ценным из того, что уничтожил пожар, была выставка, открывшаяся пятью днями ранее и называвшаяся «Произведения немецких романтиков от Каспара Давида Фридриха до Морица фон Швинда». Выставка состояла почти исключительно из шедевров, свезенных со всей Германии и Австрии: назарейцы, Карл Фридрих Шинкель, Филипп Отто Рунге. Полнее всего в экспозиции был представлен Фридрих — девятью полотнами. Лес корабельных мачт в гавани Грайфсвальда, родного города Фридриха; жена и дочь художника у окна в вечерний час, сквозь листву проступает бесконечность небесной дали; дама на берегу моря машет белым платочком вслед белому парусу; собиратель валежника бредет по сжатому полю щемящей грусти — трудно сказать, чего жальче. Жаль всего и всех, особенно Рунге, потерявшего одну из своих лучших картин, автопортрет с женой и братом («Мы втроем»).

«На паруснике», 1818–1820. Фото: Государственный Эрмитаж

Это был не первый пожар в посмертной жизни Фридриха. 10 октября 1901 года сгорел его родной дом в Грайфсвальде, точнее — выгорел наполовину дом с мыловарней, где жил внучатый племянник художника, унаследовавший семейный бизнес. Тогда в огне погибло много картин, пусть и не столь прекрасных, как сгоревшие в Мюнхене. Местная газета написала о происшествии — ни о каких национальных трагедиях речи не шло. Фридрих был плохо известен, в музеях его работы практически не выставлялись. Один только Альфред Лихтварк, первый директор гамбургского Кунстхалле, активно пополнявший музейную коллекцию и понимавший, кто такой Фридрих, пришел в ужас, когда — спустя год — узнал о пожаре.

Даты обоих пожаров полезно держать в уме: за тридцать лет Фридрих, бывший ничем, стал германским всем — неслучайно его имя было вынесено в название мюнхенской выставки. Мюнхенский пожар воспримут в символическом ключе. Вскоре романтизм с Фридрихом во главе будет апроприирован нацистской пропагандой в качестве сущностного элемента германского культурного кода. На месте сгоревшего Стеклянного дворца построят Дом немецкого искусства — он откроется 18 июля 1937 года первой Большой немецкой художественной выставкой, Гитлер в приветственной речи скажет, как трагично, что романтикам было суждено погибнуть в огне, а работы современных «фабрикантов от искусства» целы и невредимы (имелась в виду выставка «Дегенеративное искусство», сделанная в пандан и противовес к Большой немецкой). Романтикам предстояло сгореть в огне арийской идеологии и возродиться из пепла, словно феникс. Впрочем, несколько картин Фридриха сгорят — будут уничтожены или исчезнут без следа — под конец Второй мировой отнюдь не фигурально.

«Ледяное море», 1823–1824. Фото: Kunsthalle Hamburg

Сквозь медные трубы

Великий сын Германии родился в Швеции, а учился в Дании. Грайфсвальд, родина Фридриха, был одним из крупных городов Шведской Померании, части немецких земель, которые с 1648-го по 1815 год — от Вестфальского мира до Венского конгресса — подчинялись шведской короне. И конечно, выбор Датской королевской академии художеств напрашивался сам собой: Померания, Мекленбург, Шлезвиг, Гольштиния, Дания — все это было одно культурное пространство; Рунге, тоже родом из Шведской Померании, чуть позднее тоже поедет учиться в Копенгаген. Но зато великий сын Германии никогда не бывал в Италии: принципиально, вопреки всем тогдашним модам, академическим и романтическим, мог поехать, но не ездил, предпочел Флоренцию на Эльбе, обосновавшись в Дрездене вскоре по выходе из Копенгагенской академии, порицал своих друзей и коллег за «итальянщину» в пейзаже, и назарейцы, окопавшиеся в Риме, были его стратегическими противниками.

«Гробницы древних героев», 1812. Фото: Hamburger Kunsthalle

Фридрих путешествовал исключительно по Германии: Саксония, Северная Богемия, Судеты, Тюрингия, Гарц и Померания с Рюгеном — он нередко навещал отчий дом, его тянуло на балтийский берег. Однако великим путешественником его не назовешь — так, например, он никогда не видал немецких Альп, а краса и гордость Баварии гора Вацманн написана им по рисунку ученика. И разумеется, он не ездил писать этюды к «Ледяному морю» (1823–1824) на Северный Ледовитый океан, хотя с интересом следил за арктическими экспедициям: этюды были написаны на берегах Эльбы, которая полностью замерзла суровой зимой 1820–1821 годов. Тем не менее на картинах Фридриха родные просторы, с южных гор до северных морей, представлены в большом разнообразии, как будто бы пейзажист счел своей миссией собирание немецких земель в этакий живописный Германский союз. Пронзительность закатов на балтийско-поморском побережье, эпическое величие саксонско-тюрингских лесов, удивительная широта эльбской поймы — в каждом мотиве ощущается нечто специфически и уникально немецкое, это не какие-то универсальные и абстрактные берега, ельники и низины, это именно немецкая земля, немецкая почва.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила в форме Сила в форме

«Чума»: новая глава в истории якутского кино

Weekend
Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР? Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР?

Как увеличить производительность труда и обеспечить экономику работниками

ФедералПресс
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Страшное слово ОАС Страшное слово ОАС

Аббревиатура ОАС в начале 1960-х наводила ужас на всю Францию

Дилетант
Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез

Ученые составили карту нижней стороны шельфового ледника Дотсон в Антарктиде

ТехИнсайдер
В современном прочтении В современном прочтении

Интерьер на стыке классики и минимализма

SALON-Interior
В Кении нашли древнейшего австралопитека В Кении нашли древнейшего австралопитека

Как был обнаружен древнейший представитель рода австралопитеков

N+1
Записки отельера: жизнь взаймы Записки отельера: жизнь взаймы

Короткое, но важное соприкосновение отельера с искусственным интеллектом

Правила жизни
Борьба за ярлык Борьба за ярлык

Как Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы?

Дилетант
Внимание, найден внутренний ребенок Внимание, найден внутренний ребенок

Что такое эго-состояния, можно ли «включать» их в нужный момент?

Grazia
Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить

Что привело к падению объемов параллельного импорта автомобилей

РБК
Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер Что читают в книжном клубе Сары Джессики Паркер

Топ-7 книг из списка актрисы Сары Джессики Паркер

СНОБ
Мёд всему голова Мёд всему голова

Как ухаживают за пчелами и качают мед в усадьбе пасечников

КАНТРИ Русская азбука
«Самый популярный запрос — перевод денег из России» «Самый популярный запрос — перевод денег из России»

О юридических и организационных сложностях при репатриации в Израиль

РБК
Анна Теплицкая Анна Теплицкая

Романы, разводы, большие деньги — сериал «Наследники» есть у нас дома!

Собака.ru
«Бабушка Фрейд»: как Рут Вестхаймер научила американцев разговаривать о сексе «Бабушка Фрейд»: как Рут Вестхаймер научила американцев разговаривать о сексе

Как «доктор Рут» влюбила в себя Америку и сняла стигму с разговоров о сексе

Forbes
Аэробика с пользой для хозяйства Аэробика с пользой для хозяйства

Извлекай выгоду для фигуры и здоровья, занимаясь привычными домашними делами

Лиза
Убтан для вашей крaсoты Убтан для вашей крaсoты

Секрет красоты и молодости нам раскрывает природа, и один из них — убтан

КАНТРИ Русская азбука
«Архипелаг 2024»: главные инновации «Архипелаг 2024»: главные инновации

В Сахалинской области прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024»

ФедералПресс
Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам

Что делать, если свекровь постоянно нарушает ваши личные границы?

Psychologies
Все дороги ведут к пирамидам Все дороги ведут к пирамидам

Почему «все боится времени, но время боится пирамид»

Вокруг света
Куда уходят кадры: проблема «атомных городов» Куда уходят кадры: проблема «атомных городов»

Как обстоит ситуация с привлечением сотрудников в «атомных» ЗАТО

ФедералПресс
Тула. Город мастеров Тула. Город мастеров

Тула – здесь плелись интриги и вершились судьбы

Зеркало Мира
Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов

Почему мы на самом деле используем слова-паразиты?

Psychologies
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет) Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет)

«Дэдпул и Росомаха»: фестиваль фансервиса в мультивселенной безумия

Правила жизни
Меледá, или девять связанных колец Меледá, или девять связанных колец

Эта головоломка с кольцами, надетыми на шпильку, известна во многих странах

Наука и жизнь
На авто по автономиям На авто по автономиям

Как увидеть как можно больше этнической самобытности? Садиться за руль!

2Xplore
Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся

Как реанимировать смартфон после перегрева?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении