Что смотреть на «Артдокфесте»
Выбор Ксении Рождественской и Константина Шавловского.
3 декабря в Москве начнутся показы Международного фестиваля авторского документального кино. В «Октябре» можно будет увидеть сокращенную версию программы — остальные показы перенесены на апрель. Тем не менее организаторы планируют провести 10 декабря торжественную церемонию закрытия, где будут объявлены победители второго по значимости конкурса «Артдоксеть» и названы лауреаты национальной премии в области неигрового кино «Лавр». Рассказываем о самых интересных фильмах несостоявшегося «Артдокфеста-2020», которые все же можно увидеть на большом экране прямо сейчас.
«Горькая любовь», Ежи Сладковский
6 декабря, 20.00
По регламенту в конкурсе «Артдокфеста» участвуют русскоязычные фильмы вне зависимости от страны происхождения и гражданства режиссера. Именно поэтому польский режиссер Ежи Сладковский, живущий в Швеции,— постоянный участник конкурсной программы. Раз в несколько лет Сладковский выпускает фильм, который неизменно получает призы на крупнейших международных кинофестивалях документального кино. Снимает по большей части в России: «Дон Жуан», снятый в Нижнем Новгороде, получил гран-при в Амстердаме на фестивале IDFA, а «Водочный завод», снятый в Жигулевске,— главный приз в Лейпциге. «Горькая любовь» — многофигурная композиция о поисках любви и смысла жизни. Фильм, действие которого происходит на круизном теплоходе «Максим Горький», выглядит полнометражной выездной сессией какого‑то телешоу центрального канала, вроде «Давай поженимся»: якобы документальные диалоги, снятые с нескольких камер, многозначительные виды волжских просторов, герои не только пьют и жалуются на горькую долюшку-долю, но и поют русские песни, красиво вышагивая по палубе, как делают, очевидно, все русские люди в летнем круизе. Создается полное впечатление, что режиссер соблазнил главными ролями телевизионную массовку, раздал героям характеристики персонажей и отправил в долгое счастливое плавание с киногруппой. Третий фильм, снятый подобным образом, тянет на творческий метод: кажется, что за пределами РФ это читерство списывают на загадочную русскую душу, счастливо распахивающуюся навстречу камерам европейского документалиста.
«Прыжок», Гедре Жицките
10 декабря, 20.30
Литовский моряк Симас Кудирка в 1970 году перепрыгнул с палубы советского судна на палубу американского корабля береговой охраны, чтобы выбраться «из советской тюрьмы». Но на американском корабле его жестоко избили и вернули обратно. Это только начало истории, которую рассказывает и заново разыгрывает живой, бодрый и веселый девяностолетний Кудирка в фильме «Прыжок». Режиссер Гедре Жицките («Как мы играли в революцию», приз за лучший короткий метр «Послания к человеку — 2016» за фильм «Я не отсюда») во всех своих работах пытается понять, что такое свобода и какая у нее цена. Симас Кудирка, отсидевший в советских лагерях, в какой‑то момент стал символом свободы для очень многих американцев. В фильме изобретательно сплетаются реконструкция, хроникальные кадры, интервью — в результате получается портрет не столько свободы, сколько поднявшей ей цену Холодной войны.
«Кит из Лорино», Мачей Куске
6 декабря, 11.00
Чукотка, край света, вечная полутьма. Повседневная жизнь чукчей — дети в школе проходят «зарождение человека», продавщица в пустом магазине проверяет долги китобоев, не слушая их причитаний «Завтра охота, я отдам!», детские ансамбли репетируют свои танцы, китобои выходят на промысел, памятник Ленину смотрит в несостоявшееся будущее. Возникает желание сравнить эту сумеречную драму с северным эпосом Алексея Вахрушева «Книга моря» — в обоих фильмах рассказаны одни и те же мифы и стынет одна и та же вода,— но такое ощущение, что это снято в разных вселенных. Польский режиссер Мачей Куске («Электричка», «Романтик») говорит, что всегда интересовался «пограничными» областями России, и Чукотку он считает трагическим регионом, который постепенно умирал: сначала под советским строем, потом во время перестройки, и эта смерть длится и длится. Охота на кита у Куске — мифологическое действие,