Литературовед Жан-Филипп Жаккар — как рассказать о ленинградском авангарде 80-х

ПолкаКультура

«Все самые гениальные русские авторы — модернисты»

Лев Оборин

Жан-Филипп Жаккар


В мае в Ереване прошла международная конференция «Авангард как философия будущего», где можно было услышать доклады об историческом русском авангарде в литературе и искусстве. Одним из участников конференции стал швейцарский литературовед Жан-Филипп Жаккар — автор первой монографии о Данииле Хармсе, без ссылок на которую не обходятся исследователи ОБЭРИУ, и открыватель многих хармсовских текстов. «Полка» поговорила с Жаккаром о том, как Хармс воспринимал возвышенное, всякий ли литературный текст описывает сам себя и как можно рассказать западным читателям о ленинградском авангарде 1980-х.

Мы разговариваем после конференции, посвящённой русскому авангарду, которая прошла в Ереване. Вас на ней чествовали как одного из открывателей русского литературного авангарда, в том числе Хармса. Как вы пришли к занятиям русским авангардом и Хармсом?

Всё-таки я не открыватель авангарда, авангардом занимались много-много лет до меня, до моего рождения даже. Особенно на Западе, конечно: это было даже модно. Открывателем меня назвали по отношению к Хармсу: это понятно, потому что я написал первую монографию о нём и открыл довольно много текстов. Но эти тексты были знакомы Владимиру Эрлю1, Михаилу Мейлаху2, Анатолию Александрову3. Они были у Якова Друскина4, он их передал в Публичную библиотеку. Но до этого Мейлах и Эрль работали у Друскина — они уже всё знали и начали издавать это на Западе: когда я ещё учился, три тома вышло в Бремене. Это была поэзия, самая трудная часть в творчестве Хармса. Затем они издавали и Введенского. Но потом в 1983 году арестовали Мейлаха, посадили его надолго, и всё это заглохло. А мне попались в архиве вещи, которые были не известны ни по изданиям, ни даже по самиздату. И ещё дневники, и письма и так далее. Когда я увидел такое наследие, я просто стал всё это переписывать от руки — в течение шести месяцев.

1Владимир Ибрагимович Эрль (настоящее имя — Владимир Иванович Горбунов; 1947–2020) — поэт, прозаик, издатель. Был лидером неофициальной арт-группы «хеленуктов». Выпускал самиздатские книги. Совместно с Михаилом Мейлахом подготовил первое собрание сочинений Хармса, которое было опубликовано за рубежом.

2Михаил Борисович Мейлах (р. 1945) — литературовед, поэт, переводчик. Совместно с Владимиром Эрлем подготовил первое собрание сочинений Хармса, которое было опубликовано за рубежом. В 1983 году был арестован по обвинению в распространении антисоветской литературы и осуждён на семь лет. После освобождения в 1987 году эмигрировал. Преподаёт в Страсбургском университете. Автор двухтомного сборника интервью с деятелями русской эмиграции «Эвтерпа, ты?».

3Анатолий Анатольевич Александров (1934–1994) — литературовед, филолог. Преподавал в Ленинградском электротехническом институте связи. Специалист по творчеству Хармса и обэриутов. Подготовил к изданию книги Хармса «Полёт в небеса» (1988) и «Тигр на улице» (1992).

4Яков Семёнович Друскин (1902–1980) — философ, музыкант, литературовед. Был близок к кругу ОБЭРИУ и «чинарей», дружил с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, Леонидом Липавским. Во время блокады Ленинграда спас из дома Хармса чемодан с его рукописями и рукописями Введенского, тем самым сохранив их наследие. Якову Друскину и его брату Михаилу посвящена повесть Полины Барсковой «Братья и Братья Друскины: история раздражения».

То есть в Советском Союзе, в Публичке?

Да. В Пушкинский Дом не пускали — там есть всё детское, плюс начальные стихи, 1926–1927 годов. А почти всё остальное хранилось в Публичной библиотеке — и ещё кое-что осталось у Лидии Семёновны, сестры Друскина. Так что я занимался Хармсом в то время, когда в России возможности для этого были минимальные. Печатались какие-то его смешные рассказы на 16-й странице «Литературной газеты», и возник образ весельчака. А потом я понял, читая весь массив, что это очень серьёзный писатель. Понял, что это уникальная вещь, — и решил это всё продвинуть, как мог. И написал первую монографию.

Даниил Хармс, 1930-е

То есть до вас на Западе, в Европе, не было научных работ о Хармсе, Введенском?

Очень мало. И на основе неправильных текстов. Были диссертации, но нормальной академической работы такого объёма — у меня 600 страниц, по-русски немного меньше, и ещё 120 страниц библиографии — раньше не было. И потом это всё происходило в последние годы советского режима. Эти тексты тогда были очень нужны. Все обожали эти тексты — их читали, перепечатывали. Атмосфера была готова принимать это максимально. Так что мне как молодому исследователю повезло ужасно. Я мог бы заниматься каким-то писателем XIX века. Я бы написал диссертацию, которую никто не заметил бы. А здесь я попал именно в тот момент, когда русские ещё не успели серьёзно над этой темой поработать, потому что ещё нельзя было. И сразу после этой книги пошло огромное количество работ. Я довольно быстро стал «классиком». Мне кажется, что иногда молодые исследователи должны цитировать Жаккара, как раньше Ленина. Обязательно нужно было процитировать Ленина на 4-й странице, а потом уже пойти дальше.

Жан-Филипп Жаккар. Даниил Хармс и конец русского авангарда. Академический проект, 1995 год

Вы рассказывали о своём общении с Владимиром Глоцером, важнейшим публикатором обэриутов. Но у него сложилась, особенно в последние годы его жизни, демоническая репутация человека, который просто не позволял печатать сочинения Введенского. В результате, например, двухтомник обэриутов в издательстве «Ладомир» вышел с пустыми страницами на месте Введенского.

Да, так и было. Я видел его два раза. Он мне подарил «Мурзилку» — номер, где, конечно, Хармс фигурировал. Он не особенно разговаривал со мной. Но, когда я бывал в Петербурге, чтобы по архиву сверить текст для публикации, он приезжал из Москвы, забирал тридцать единиц хранения вместо десяти и уезжал в Москву. Так что они были недоступны. Но сотрудники там хорошие — и всё-таки мне выдавали. В общем, свою репутацию он заслужил.

В вашем докладе «Следует ли бояться «Черного квадрата»?» на ереванской конференции мне показалось ужасно интересным замечание о том, каким образом у Хармса то, что он называл «явления и существования», связано с идеями абстракций Малевича. С одной стороны, мне всегда казалось, что обэриутская поэтика сильно зависит от вещей. У Хармса в «Случаях» довольно много вещей — различные батоны, огурцы, масло и тому подобное. Бытовой мир коммунальной квартиры или выдуманный бытовой мир кабака при Иване Сусанине. А в то же время выясняется, что вещь у Хармса толком ничего не означает, что мы можем поставить её под сомнение. Получается, что обэриутский авангард эйдетичен, имеет дело с какими-то чистыми идеями, которые находят своё неуклюжее воплощение в вещах мира?

То, о чём я говорил, — это как раз возвращение предметов в мир поэта. Мистический момент: я становлюсь миром, а мир становится мной. И тогда я в мире, и тогда это экстаз какой-то. У Аввакума есть такая идея в письме царю Алексею Михайловичу. Он говорит: «У меня язык стал расти и руки»5⁠ — и вот он стал миром. То же самое. Все мистики описывают такие жизненные опыты. Это как раз то, что связывает логику Хармса с беспредметностью Малевича. «Чёрный квадрат» — это все возможности. Но потом оказалось, что это может быть и другое. Если Бога нет, нет существа, которое всё связывает, то я просто рассыпаюсь, меня нет больше. Так что чистая форма картины у Малевича, одна краска — всё это теоретически очень красиво. Но это может быть и опасно.

5«Разпространился язык мой и бысть велик зѣло, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земли разпространился». Из Пятой челобитной Аввакума Алексею Михайловичу.

«Чёрный квадрат» в красном углу выставки «0,10». 1915 год

Мы же помним, что на выставке, где был представлен «Чёрный квадрат», он висел в красном углу, как икона. То есть это было произведение, которое мыслилось как икона.

Да-да, конечно.

Тут вспоминается ваша статья «Возвышенное в творчестве Даниила Хармса», где которой очень много сказано про хармсовские категории Бога, чуда. Получается, что у Хармса была потребность в том, чтобы мир был всё-таки упорядочен?

Да. Это «чистота порядка», о которой он говорит в письме своей подруге Клавдии Пугачёвой в 1933 году: «Я начал приводить мир в порядок». И для этого надо освободить вещь, предмет от понятия. И тогда он будет сливаться с чистым образом, с миром — и я с ним. А «Чёрный квадрат»… Чудо — это то, что есть такая картина. Это новый предмет в мире. В поэзии Кручёных звуки тоже существуют сами по себе и не отсылают к какому-то предмету, это идеальное представление. Но потом получается, что советский быт 1930-х годов всё ломает — и надо обратиться к предмету, настоящему предмету.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Очень спорный, тревожный, в могилушке» «Очень спорный, тревожный, в могилушке»

«Отец шатунов» — первая и сразу критическая биография Юрия Мамлеева

Полка
Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера

Посмотрите на сыновей Мика Джаггера — похожи на своего знаменитого отца?

VOICE
Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти

Здания, которые восхищают не только любителей архитектуры, но и простых туристов

ТехИнсайдер
«Культура. Литература. Фольклор» «Культура. Литература. Фольклор»

Городские суеверия, анекдоты и страшилки — такая же важная часть фольклора

N+1
Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов

А что вам известно о жизни в Японии?

ТехИнсайдер
Телефонная зависимость: что такое фаббинг и как с ним справиться Телефонная зависимость: что такое фаббинг и как с ним справиться

Как распознать у себя фаббинг и как от него избавиться

Правила жизни
«Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день» «Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день»

Глава «АгроГарда» Павел Царев — о желании расширить земельный банк

Агроинвестор
Семейные ссоры: как остаться вместе — 4 правила Семейные ссоры: как остаться вместе — 4 правила

Что нужно сказать, когда ситуация во время ссоры становится критической?

Psychologies
От итальянских рабочих до суперзвезд и инфлюенсеров: история белой майки От итальянских рабочих до суперзвезд и инфлюенсеров: история белой майки

Откуда вообще взялась белая майка и при чем тут алкоголики и расизм

Правила жизни
Как понять, что вы — манипулятор? Как понять, что вы — манипулятор?

Разбираем, как распознать манипулятивное поведение в себе

Psychologies
Американская история преступления: теории заговора об убийстве Джанни Версаче Американская история преступления: теории заговора об убийстве Джанни Версаче

Как погиб Джанни Версаче?

Правила жизни
Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита

Палеогенетики отсеквенировали ДНК 99 человек, живших в эпоху неолита

N+1
Рейдер, активист, лифтер Рейдер, активист, лифтер

Как инвестирует Карл Айкан

Деньги
Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции

Результаты наблюдений за эволюцией клеток с минимальным геномом

N+1
Только для женщин. В чем причина болезненных месячных Только для женщин. В чем причина болезненных месячных

Дискомфорт во время месячных испытывают многие женщины, но иногда бывает и хуже

Лиза
Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему

Как устроена частная христианская школа Уэста и почему ее критикуют учителя

Forbes
Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией

Екатерина Арагонская была выиграла войну и правила страной наравне с мужем

Forbes
Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения

Как нейросети помогают тем, кто боится или не умеет знакомиться?

Forbes
Босиком по росе Босиком по росе

Бегать босиком полезно или вредно?

Здоровье
Лучшие программы для удаленного доступа к ПК. Как организовать работу, если нужно подключиться к другому ПК? 5 лучших программ Лучшие программы для удаленного доступа к ПК. Как организовать работу, если нужно подключиться к другому ПК? 5 лучших программ

Удаленное управление компьютером может быть полезно во многих ситуациях

Цифровой океан
Пустые холсты, душевные раны и винил. Отрывок из романа «Все, что мы обрели» Элис Келлен Пустые холсты, душевные раны и винил. Отрывок из романа «Все, что мы обрели» Элис Келлен

Глава из книги «Все, что мы обрели»

СНОБ
Какой хищник опаснее всех на Земле? Какой хищник опаснее всех на Земле?

Это самый прожорливый хищник, которого когда-либо знала наша планета

ТехИнсайдер
«Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику «Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику

Какой была жизнь в английском приюте для воспитания и содержания детей-сирот?

Psychologies
Просто дети стали старше: чем хороша и чем плоха «Барби» Греты Гервиг Просто дети стали старше: чем хороша и чем плоха «Барби» Греты Гервиг

С какими концептуальными проблемами сталкивается игрушечная сатира

Правила жизни
10 звезд-мужчин, у кого было больше всех половых партнерш 10 звезд-мужчин, у кого было больше всех половых партнерш

Верить рассказам этих секс-гигантов или нет — решайте сами!

Maxim
7 лайфхаков, чтобы не отравиться грибами 7 лайфхаков, чтобы не отравиться грибами

Правила, которые помогут после ужина с грибами не отправиться в больницу

Maxim
От театрофона до AirPods: как появились первые наушники От театрофона до AirPods: как появились первые наушники

Когда-то люди платили, чтобы успеть поймать отрывок из оперы...

ТехИнсайдер
Дети, быт и саморазвитие: для чего на самом деле (не) нужны отношения Дети, быт и саморазвитие: для чего на самом деле (не) нужны отношения

Ответьте прямо сейчас на вопрос: «Для чего мне нужны отношения?»

Psychologies
Как перестать ненавидеть понедельники: 3 простых решения Как перестать ненавидеть понедельники: 3 простых решения

Как построить свою жизнь, чтобы мысли о понедельнике приносили радость?

Psychologies
Новая экспедиция «Пангеи» Новая экспедиция «Пангеи»

Майк Хорн отправился в очередную кругосветку, чтобы оценить изменение климата

Y Magazine
Открыть в приложении