Как работает бюро FORM, проектирующее здания и интерьеры по всему миру

ForbesБизнес

Вопрос FORM: кто делает архитектурные проекты для «Гаража» и «Детского мира»

Маргарита Взнуздаева

Вера Одынь, сооснователь и руководитель архитектурного бюро FORM. Фото Сергея Калягина/DR

Вера Одынь и Ольга Трейвас открыли свое архитектурное бюро без каких-либо вложений, и сейчас в его портфолио — штаб-квартира «Детского мира», библиотека, образовательный центр и арт-резиденция музея «Гараж», Музей моды на ВДНХ, выставки, заведения общепита, школы. Forbes Woman рассказывает, как работает бюро FORM, проектирующее здания и интерьеры по всему миру и отмеченное престижными премиями.

«Мне сложно назвать архитектуру бизнесом, это скорее оплачиваемое хобби», — говорит Вера Одынь, соосновательница FORM. Она запустила архитектурное бюро вместе с Ольгой Трейвас в 2011 году. С тех пор они сделали проект офиса для музея «Гараж», организовали несколько десятков выставок в ММОМА, Еврейском музее и на ВДНХ, получили премии Archiwood, Red Dot Award, A’design Award, поработали над проектами в Италии, Бразилии, Латвии и Исландии — и в августе 2020 года разошлись. Сегодня Одынь руководит FORM в одиночку.

Загородный дом. Фото Ильи Иванова/DR

Эксперименты в МАРХИ, Генплан и запуск своего дела

«Выбор профессии был неожиданным даже для меня. Я училась в математической школе с языковым уклоном и выбирала между четырьмя абсолютно разными специальностями», — вспоминает Одынь. В ее списке были и химический факультет РГУ нефти и газа Губкина, и генетика во «Втором меде», и актерское мастерство. Архитектура оказалась «где-то посередине».

«Я поняла, что не готова учиться слишком долго, поэтому не пошла, к примеру, в область медицины. А на дне открытых дверей в МАРХИ мне понравилась атмосфера места, я оказалась в совершенно иной, творческой среде», — рассказывает Вера. Для поступления в университет Одынь пришлось уйти в экстернат и учиться академическому рисунку с нуля.

Студенткой она попала в «экспериментальную» группу к Борису Бернаскони (среди его работ — здание «Матрешка» в Сколково) и к основателю агентства по строительству экологичных и быстровозводимых домов Futteralhaus Максиму Куренному. Студенты Бернаскони и Куренного работали над проектами в цифровом формате. У них также была возможность участвовать в закрытых просмотрах, они учились по обмену в Нью-Йорке и сотрудничали с Гарвардским университетом. Именно в «экспериментальной» группе Одынь познакомилась со своей будущей бизнес-партнером Ольгой Трейвас. Вместе они начали участвовать в конкурсах и брать проекты на фрилансе.

Опыт реального проектирования Одынь получила уже под руководством Александра Кузьмина, на тот момент главного архитектора Москвы (он занимал этот пост с 1996 по 2012 годы). Ее дипломом стал проект реновации территории ЗИЛа (Завод имени Лихачева) — еще задолго до его реального переосмысления. После окончания МАРХИ в 2007 году Одынь устроилась архитектором в Институт Генплана Москвы. Первой ее работой в команде стал проект «А101» (сейчас — Новая Москва), а уже через полтора года Вера самостоятельно руководила проектом микрорайона «Ново-Молоково» от RDI Group — выстраивала коммуникацию с экономистами, экологами, специалистами в области транспортного проектирования.

Около 75% своего времени она уделяла работе в Генплане, а оставшиеся 25% — личным заказам на постоянной основе: их она часто вела вместе с Трейвас, которая тогда работала в бюро Бориса Бернаскони. К 2011 году совмещать два типа занятости стало сложнее: если в Генплане она не ездила на стройку, то личные проекты требовали от нее авторского надзора (контроля за выполнением строительных работ). «Градостроительство — самая долгосрочная область архитектуры, на реализацию проектов нужно как минимум лет пять. Я не могла быть и там, и там, поэтому, выбирая между стабильностью и возможностью, решила рискнуть», — вспоминает Одынь. К тому моменту Трейвас уже работала на себя. Так в 2011 году появилось архитектурное бюро FORM.

«Мы разные по характеру и по подходу: я больше человек от математики, думаю о цифрах, сроках и целесообразности проектов, Оля — больше про стратегические вещи, маркетинг, пиар и соцсети. Я, со своей стороны, пыталась поставить стратегию на землю», — рассказывает Одынь о совместной работе с Трейвас.

Штаб-квартира ГК «Детский мир». Фото Ильи Иванова/DR

Бизнес без вложений и первые клиенты

«Архитектура — это отличный бизнес для стартапа: для него нужен только компьютер», — считает Одынь. Запуск собственного бюро обошелся без затрат: сначала предпринимательницы работали из дома, постоянных сотрудников у бюро не было. К работе привлекали фрилансеров, печать презентаций отдавали на аутсорс. Первый небольшой офис Одынь и Тревайс сняли уже через два месяца, а первые постоянные внештатные работники появились через три-четыре месяца после старта. На этом этапе ежемесячные расходы бюро не превышали 250 000 рублей. Первые пять лет бюро работало через ИП одной из основательниц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении