Игорь Пивоваров — об искусственном интеллекте и бизнесе, с ним связанном

Наука и жизньНаука

Мыслю — значит существую

Максим Абаев, обозреватель журнала «Наука и жизнь»

Робот София и Бен Гёрцель, основатель проекта «SingularityNET», на конференции в Лиссабоне в 2017 году. Фото: Stephen McCarthy/Web Summit via Sportsfile/CC BY 2.0

Полгода назад я установил себе в смартфон приложение TikTok. Мне было интересно посмотреть на эту новую социальную сеть, которую почти каждый успел поругать и обвинить чуть ли не во всех смертных грехах. Её главная особенность — это бесконечная лента из коротких видеороликов, автоматически подстраивающаяся под ваши интересы. Первые несколько дней мне, скажем так, пришлось тяжело, наши интересы категорически не совпадали, но потом что-то произошло.

Занятных роликов стало попадаться всё больше и больше. Сеть очень быстро поняла, что мне нравится смотреть. Притом это не было в привычном для других социальных сетей стиле: «Тебе нравится космос — вот тебе ещё сто роликов про космос». Напротив, она весьма тонко «чувствовала», что и в каком количестве мне показывать, где попробовать какую-то новую тему и как удержать моё внимание. И тогда у меня возникло странное ощущение, как будто касание пальцем экрана смартфона это не результат моего желания смотреть или не смотреть видеоролик, а способ, каким нечто крайне любопытное пристально изучает меня. Поэтому, когда на записи одной радиопередачи я познакомился с человеком, знающим, как устроено это «нечто» по ту сторону смартфона, желание отдельно поговорить с ним об искусственном интеллекте появилось само собой. Этот человек — Игорь Пивоваров, главный аналитик Центра искусственного интеллекта, созданного на базе МФТИ, а ещё он директор конференции по искусственному интеллекту OpenTalks.AI, на которой разработчики машинного разума обсуждают технологии ИИ и бизнес, с ним связанный, а также то, о чём не любят говорить большие компании — об этике искусственного интеллекта.

Пока вы просматриваете ролики — скажем, с совами, — нейросеть TikTok изучает ваши интересы и учится их предугадывать. Фото Максима Абаева

— Игорь Олегович, чтобы создать искусственный интеллект, нам сначала нужно разобраться с тем, как работает наш «естественный» разум, как говорится, понять самих себя, или лучше пытаться создать интеллект с чистого листа?

— Сфера искусственного интеллекта — это такая большая область исследований, объединяющая самые разные направления, начиная от маленьких и понятных алгоритмов и заканчивая попытками построить искусственный супер-разум. Исследователи в этой области делятся на две большие группы. Одни изучают мозг человека как некоторый идеальный объект, который продуцирует мышление и сознание. Если мы изучим мозг целиком, научимся его моделировать, тогда, возможно, поймём, как устроено мышление и сознание. И мне ближе такой подход. Другие просто делают искусственный интеллект. Они говорят: зачем нам понимать, как устроен мозг. Нас интересует, условно, не «хард», а «софт». А софт не должен быть привязан к железу. Ведь если нужно сделать самолёт, совсем не обязательно повторять взмахи крыльев птиц, крыло самолёта использует другие принципы. В этом смысле вторая группа исследователей, которая ставит перед собой цель создать ИИ как процесс мышления и интеллекта, отбрасывает гипотезу, что мозг — это единственно возможный пример интеллекта.

— Сейчас планета у нас опутана глобальной паутиной интернет-сетей. Может быть, её как-то по-особенному структурировать, и за счёт огромного количества вычислительных ресурсов получится переход количества в качество?

— Вы правы, есть похожие идеи. Например, существует проект «SingularityNET», его основал Бен Гёрцель, математик и исследователь искусственного интеллекта. Смысл проекта в том, что это такой, уж простите за столько нерусских слов, онлайновый реалтаймовый маркетплейс алгоритмов искусственного интеллекта, решающих определённые задачи. По-простому это выглядит следующим образом. Возьмём робота Софию (разработка гонконгской компании Hanson Robotics. — Прим. ред.), которую возят по разным выставкам. На самом деле в ней самой никакого интеллекта нет. Это машина, с датчиками звука и изображения, способная что-то произносить. Тогда как сделать, чтобы София осмысленным образом понимала речь и реагировала на неё? Давайте в неё поставим модуль связи с интернетом и интерфейс, отправляющий определённый пакет аудиоданных в облако, если человек что-то сказал роботу. Дальше в сети объявляется «тендер» на расшифровку звукового файла. За миллисекунды собираются предложения, определяется победитель и он распознаёт аудиозапись, превращая её в текст. Затем объявляется следующий «микротендер» с заданием понять, как на этот текст надо ответить, и так далее.

Можно сказать, что это попытка построить настоящий сильный интеллект сборкой из множества отдельных микросервисов, решающих отдельные микрозадачи, но их так много и они так много решают, что в итоге всегда можно найти что-то, что отвечает текущей потребности. У подобного перехода к так называемому сильному искусственному интеллекту через прямое наращивание мощностей сервисов и обеспечение связи между ними есть свои сторонники. Хотя я не верю в такой подход.

— Вы сказали про сильный искусственный интеллект. Тогда получается, что должен быть и слабый? Как вообще измерить силу машинного интеллекта?

— Это пока не устоявшаяся терминология. Сейчас большинство специалистов склоняются к такому определению, что слабый ИИ — это некая система, которая способна выучиться и хорошо решать какую-то задачу, но только одну. Например, камера, а точнее алгоритм, который распознаёт номера автомобилей. Но поставь этому алгоритму задачу найти на улице Шэрон Стоун, и он уже не справится, потому что натаскан на другое.

Можно сделать алгоритм чуть шире, который сможет и номер распознавать, и людей находить. Но научить его переводить тексты с одного языка на другой уже не получится. А человек универсален, он способен научиться решать очень разные задачи. К тому же у современных алгоритмов искусственного интеллекта есть такая особенность — ката-строфическое забывание. Если модель натаскана на какую-то определённую задачу, а её переучиваешь на другую задачу, то она может и переучиться, но, скорее всего, забудет первую. То есть искусственный интеллект остался узким, просто фокус сместился на другое. Вот это называется слабым ИИ.

А сильный ИИ, его ещё называют «общий», это концепция системы, способной учиться неограниченному перечню задач, не забывая того, чему она научилась до этого! Есть такое определение, что интеллект — это способность адаптироваться к среде, обучаться и решать широкий круг задач, способствующих достижению целей в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов. Понятно, что если такая система появится, то она будет учиться, учиться и ещё раз учиться и быстро превзойдёт человека, по крайней мере по спектру решаемых задач. Под сильным ИИ сейчас принято понимать примерно это.

Но есть исследователи, которые считают, что ИИ при этом должен быть ещё выше уровнем, чем человек во всех своих проявлениях. Дальше встаёт вопрос, а что такое уровень человека, люди же все разные, кто-то в шахматы играть не умеет, а кто-то гроссмейстер — с кем сравнивать? Так что сильный ИИ — это некая концепция, над ней много кто работает, и мы в том числе. Мои коллеги и я пытаемся понять, как работает мозг, сделать математические модели, чтобы разобраться, как устроены процессы целеполагания, мотивации, поведения, что нами движет и как это в мозге решается.

— Создание искусственного интеллекта — это теоретическая или практическая работа?

— Сейчас уже практическая, потому что именно последние лет пятнадцать у нас появились возможности ставить эксперименты. Я по образованию физик-теоретик. И одно дело, когда ты придумал теорию, сколь угодно красивую и сложную, но проверить её нельзя, а другое дело — когда ты можешь поставить эксперимент. Эйнштейн, например, создал свою теорию относительности, и она долго была лишь изящной математической конструкцией, а смогли проверить её только через полвека, когда измерили отклонения траекторий спутников. Вот тогда все сказали: «Вау!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
6 рецептов осенних салатов, которые вам стоит приготовить дома 6 рецептов осенних салатов, которые вам стоит приготовить дома

Шеф-повара поделились своими секретными рецептами салатов

GQ
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Измена: взгляд с двух сторон. Если неверный партнер — вы Измена: взгляд с двух сторон. Если неверный партнер — вы

Какие чувства испытывает тот, кто изменил своему партнеру?

Psychologies
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Рацион для похудения мужчины: как убрать «прежних ошибок груз» Рацион для похудения мужчины: как убрать «прежних ошибок груз»

Диета для мужчин: как убрать живот и бока

Cosmopolitan
Модернизация легенды Модернизация легенды

ВССМ «Винторез» и АСМ «Вал»

Популярная механика
«Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит «Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит

Первые графические стандарты

VC.RU
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток

Как нейронаука помогает добиваться продуктивности в бизнесе, спорте и жизни

Forbes
«Уэбб»: наследник великих космических обсерваторий «Уэбб»: наследник великих космических обсерваторий

Чего нам ждать от телескопа имени Джеймса Уэбба?

Наука и жизнь
Бум иноязычного контента в эпоху кадрового кризиса: почему скоро некому будет переводить фильмы и сериалы Бум иноязычного контента в эпоху кадрового кризиса: почему скоро некому будет переводить фильмы и сериалы

Как «Игра в кальмара» привлекла внимание к сфере перевода

VC.RU
Со дна памяти Со дна памяти

В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе

Вокруг света
Снеговики-трешевики (галерея идей для вдохновения) Снеговики-трешевики (галерея идей для вдохновения)

Немного усилий — и тебя с ребенком будет бояться вся детская площадка!

Maxim
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
От Мадонны до Агилеры: звезды с «уехавшими» имплантами От Мадонны до Агилеры: звезды с «уехавшими» имплантами

Даже самые известные пластические хирурги могут сделать работу некачественно

Cosmopolitan
Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020 Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020

Самые заметные и яркие павильоны на Всемирной выставке

РБК
Майнинг: что это, как работает и для чего используется Майнинг: что это, как работает и для чего используется

основные принципы майнинга, что это такое и как все работает

CHIP
Кожа стареет быстро из-за этих пищевых привычек: увы, они у тебя есть Кожа стареет быстро из-за этих пищевых привычек: увы, они у тебя есть

Список пищевых ошибок, работа над которыми улучшит состояние кожи

Cosmopolitan
Умер Роман Каплан. Вспоминаем его интервью «Снобу» о ресторане «Русский самовар», жизни в Нью-Йорке и дружбе с Иосифом Бродским Умер Роман Каплан. Вспоминаем его интервью «Снобу» о ресторане «Русский самовар», жизни в Нью-Йорке и дружбе с Иосифом Бродским

Роман Каплан — переводчик, создатель нью-йоркского ресторана «Русский самовар»

СНОБ
Батут в гримерке и еще 5 интересных фактов о Дэнни Де Вито Батут в гримерке и еще 5 интересных фактов о Дэнни Де Вито

Дэнни Де Вито несмотря на маленькой рост смог стать всемирным любимцем

Maxim
«Купил Кайен, а на ОСАГО денег нет». Кто раздражает инспекторов ГИБДД «Купил Кайен, а на ОСАГО денег нет». Кто раздражает инспекторов ГИБДД

Что раздражает инспекторов ГИБДД на дороге и как отучить автомобилистов нарушать

РБК
10AGE: «Музыка как религия» 10AGE: «Музыка как религия»

Рэпер 10AGE — как он перестал быть лицемером, за что полюбил Советский Союз

ЖАРА Magazine
Анастасия Панина: «Если есть чувства, то всегда можно договориться» Анастасия Панина: «Если есть чувства, то всегда можно договориться»

Анастасия Панина в сериале «Доктор Надежда»

Cosmopolitan
Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой

Астрономы открыли промежуточный поляр с потоковой подпиткой белого карлика

N+1
Евгений Цыганов – о сериале «Вне себя», провальных проектах и настоящем кино Евгений Цыганов – о сериале «Вне себя», провальных проектах и настоящем кино

Евгений Цыганов – о своем режиссерском дебюте и погружении в роли

GQ
Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники

Производители телевизоров сохраняют информацию о действия пользователей

VC.RU
Во имя сына: каким получился новый альбом Адель «30» Во имя сына: каким получился новый альбом Адель «30»

Как сделана пластинка Адель «30», сумела ли певица оправдать ожидания?

Esquire
Орнитологи описали новый род и вид яркоокрашенных птиц из Боливии и Перу Орнитологи описали новый род и вид яркоокрашенных птиц из Боливии и Перу

Между первой встречей с солнечными танаграми и их описанием прошло двадцать лет

N+1
10+ законов истинной дружбы: как быть лучшей подругой 10+ законов истинной дружбы: как быть лучшей подругой

Эти 10 правил помогут тебе сделать ваши дружеские отношения еще крепче

Cosmopolitan
Открыть в приложении