Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники
Разработчики сохраняют информацию о том, что покупают, ищут и смотрят пользователи, и передают её Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Netflix и Spotify.
Американская компания Vizio производит дешёвые «умные» телевизоры стоимостью от $139. Вдобавок она отслеживает действия пользователей и передаёт данные рекламодателям: за девять месяцев 2021-го это принесло ей $57,3 млн валовой прибыли, а с продаж техники она получила в два раза меньше — $25,6 млн.
Vizio не единственная, кто так зарабатывает — этим занимаются также Samsung, LG, производитель цифровых медиаплееров Roku и другие. В 2017 году Roku получил $225 млн, или две трети от своей выручки, от продаж данных и рекламы.
Дешёвых телевизоров без «умного» ПО на рынке становится всё меньше — потребителям нужны устройства, которые позволяют смотреть контент стриминговых сервисов. Поэтому растёт рынок данных и рекламы: по прогнозам аналитиков, в 2021 году LG, Samsung и Vizio выручат от них $1,37 млрд, а в 2026-м — $6,17 млрд.
Какие данные собирают
В 2019 году SecureWorld проанализировало заявления о конфиденциальности Samsung и Vizio. Всю информацию о сборе данных компании распределили по нескольким документам — так, чтобы понять масштаб слежки было трудно, пишет издание.
Аналитики выяснили, что телевизоры Samsung официально собирают данные о том:
- Что смотрят пользователи.
- Какой контент покупают и загружают.
- Как и какие приложения используют.
- Что ищут.
- На какие кнопки и когда нажимают.
Компания также записывает голосовые команды и может передать их стороннему поставщику для расшифровки. Техника Samsung и Vizio запоминает IP-адреса пользователей и информацию из cookie-файлов. Так она может:
- Определить местоположение пользователя.
- Сохранить данные о сайтах, посещённых с телевизора.
- Находить другие устройства в одной Wifi-сети.
Производители телевизоров также разрешают приложениям сторонних поставщиков, установленных на устройство, собирать данные о действиях пользователей и предупреждают в заявлении о конфиденциальности, что не несут ответственности за их действия.
Например, программа рекламно-аналитической компании Samba TV предлагает «умные» подсказки по выбору контента пользователям телевизоров Sony, Sharp, TCL, Philips и других. Но также она сохраняет информацию об активности людей и выгружает её на свои сервера.