Как алкоголь, уединение и чтение помогают найти гениальное решение и войти в поток
Чтобы заставить мозг работать на нас можно использовать разнообразные стратегии и инструменты. Нейропсихологи и эксперты по эффективности, которые исследуют человеческие возможности, выяснили, например, что быстро находить правильные решения может помочь алкоголь (в разумных количествах), прогулка или комедия. Что еще помогает «хакнуть» креативность — в книге Стивена Котлера «Невозможное как стратегия. Как нейронаука помогает добиваться экстремальной продуктивности в бизнесе, спорте и жизни», отрывок из которой публикует Forbes
Журналист, предприниматель, автор бестселлеров The New York Times и основатель Flow Research Collective — исследовательской организации, изучающей с научной точки зрения механизмы творческой и умственной энергии и феномен «потока» — написал книгу о том, как достигать невозможного. Он много лет изучал нейропсихологию с точки зрения практического применения научных знаний для обучения людей и компаний тому, как работать максимально эффективно. В книге «Невозможное как стратегия. Как нейронаука помогает добиваться экстремальной продуктивности в бизнесе, спорте и жизни», которая выходит на русском языке в ноябре в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», Котлер рассказывает, как достичь пика своей производительности и высвободить творческую энергию. Forbesпубликует отрывок из книги.
Нейропсихология инсайта
В разговоре о креативности часто всплывает такое понятие, как озарение, или, как сейчас принято его называть, инсайт. Это опыт внезапного постижения сути, тот самый момент, когда вы вдруг понимаете шутку, находите разгадку или выход из двусмысленной ситуации.
Хотя озарение издавна считалось основой секрета креативности, на протяжении большей части XX века оно оставалось для нас «черным ящиком». Все изменилось на рубеже XXI века, после того как нейробиолог из Северо-Западного университета Марк Биман и когнитивный психолог из Университета Дрекселя Джон Куниос пролили свет на этот туманный вопрос. Биман и Куниос предложили испытуемым задачи на поиск отдаленных ассоциаций, решение которых требует озарения, и с помощью ЭЭГ и фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) наблюдали за их мозгом.
Тесты отдаленных ассоциаций (RAT) представляют собой словесные головоломки. Испытуемому называют три слова, скажем «ученый», «мешок» и «хвост», и просят подобрать еще одно слово, сочетающееся со всеми остальными. В данном случае ответом будет «кот», так как каждое слово образует с ним устойчивые словосочетания: «кот ученый», «кот в мешке», «коту под хвост». Одни люди решают эту проблему логически, просто подбирая слово за словом, другие находят его через озарение. Иными словами, правильный ответ просто приходит им в голову. И лишь небольшая группа людей сочетает обе стратегии.
В ходе экспериментов Биман и Куниос обнаружили заметные отличия в функционировании мозга тех, кто решал задачу путем инсайта. Перед тем как ее им ставили, у них наблюдалась повышенная активность в передней поясной коре, или ППК. Эта зона играет важную роль как для выявления значимости, так и для контроля внимания, и отвечает за исправление ошибок, обнаруживая конфликтующие сигналы. «Этот процесс включает в себя альтернативные стратегии решения задачи, — объясняет Куниос. — Мозг не может использовать две разные стратегии одновременно. Одни идеи, наиболее очевидные, активируют его сильно, а другие, связанные с задачей лишь отдаленно, например странные мысли, маловероятные идеи, —слабо. Это и есть творческие идеи. В активном состоянии ППК выявляет эти малозаметные, слабые идеи и подает сигнал переключить на них внимание. Так случается момент озарения, или эврики».
Биман и Куниос обнаружили, что при обдумывании неожиданных идей активность ППК повышается. Сеть пассивного режима работы мозга ищет перспективные возможности, а сеть выявления значимости всегда готова подключиться, если найдется что-нибудь интересное. Но последним этапом тоже управляет передняя поясная кора. Именно она отключает сеть пассивного режима и включает контроль внимания при обнаружении чего-то любопытного. Благодаря чему начинается обдумывание.
Сон, осознанность и благодарность
И тут перед нами встает еще один чрезвычайно важный вопрос: а что же активирует ППК? Ответ — хорошее настроение. Когда мы пребываем в отличном расположении духа, ППК более чувствительна к странным мыслям и необычным догадкам. Иными словами, если активная ППК говорит о готовности к озарению, хорошее настроение готовит переднюю поясную кору к активизации. Обратное, кстати, тоже верно. Позитивный настрой повышает креативность, а негативный способствует аналитическому мышлению.
В момент испуга или подавленности в мозге ограничивается число вариантов для проверки, и мы выбираем логическое, очевидное, вселяющее уверенность решение. В хорошем расположении духа мы чувствуем себя в полной безопасности, поэтому у ППК есть больше времени на то, чтобы обратить внимание даже на слабые сигналы. А еще в таком состоянии мы более склонны рисковать. И это очень важно. Креативность всегда сопряжена с некоторой угрозой, ведь новые идеи часто порождают проблемы. Они могут оказаться неверными и сложными в реализации или угрожать существующему порядку.
Но за негатив нам приходится платить по двойному тарифу. Скверный настрой ограничивает не только способность ППК выявлять слабые сигналы, но и готовность действовать в соответствии с тем, что мы узнали. Итак, хорошее настроение служит отправной точкой к повышению креативности, и мы с вами уже встали на верный путь.
Ежедневная практика благодарности и осознанности , регулярные физические упражнения и хороший ночной сон — были и остаются лучшим рецептом для обретения счастья. Поскольку каждая из этих практик играет в стимулировании креативности дополнительную роль, помимо позитивного влияния на настроение, они представляют собой отличный способ сразу решить несколько проблем. Высокорезультативные люди слишком заняты, чтобы решать проблемы по одной, поэтому всегда ищут многофункциональные выходы. А перечисленные четыре практики как раз и есть инструменты для стимулирования креативности, так как многократно улучшают нашу способность превращать новое и непривычное в полезное и ценное.