Печальный замок на Тибре
Возвышающееся на берегу Тибра сооружение, напоминающее величественную консервную банку, — один из главных памятников Вечного города. Античный мавзолей со временем превратился в крепость, а потом и в папскую резиденцию. По мнению многих исследователей, на протяжении почти десяти столетий здание было также тюрьмой, одной из самых жестоких в мире, так что в XIX веке за ней закрепилось название «Римская Бастилия»…
Во II веке нашей эры мавзолей Августа в Риме оказался заполнен мощами цезарей до предела, и император Адриан затеял новую усыпальницу, строительство которой завершили после его смерти. Она исправно служила могилой императорам Антонину, Марку Аврелию, Люцию Веру, Коммоду, Каракалле и другим. Но вестготы, захватившие Рим в 410 году, очистили мавзолей от архитектурных излишеств и от императорского праха. Пришлось подыскивать гигантскому цилиндру новую роль.
Учёные считают, что уже тогда в мавзолее могли появиться первые узники. Внушительное строение с отвесными стенами ещё при императоре Аврелиане было включено в систему оборонительных укреплений Рима. Позднее оно и вовсе превратилось в папскую крепость, напрямую соединённую с Ватиканом тайным ходом.
Своим названием — замок Святого Ангела — крепость обязана папе Григорию Великому (он же — Григорий I), которому в 590 году, во время крестного хода, призванного избавить Рим от страшной чумы, привиделся на верхушке башни архангел Михаил, убирающий в ножны свой карающий меч. Тогда же видение стало явью — замок украсила скульптура святого Михаила. В XIV веке замок обзавёлся зубчатыми стенами, четырьмя бастионами и наполненным водой рвом и окончательно превратился в почти неприступную крепость. За его стенами папа Климент VII спокойно пересидел разграбление Рима войсками императора Карла V.
Сидение за стенами у журчащего Тибра папам понравилось, и уже преемники Климента оборудовали в суровой крепостной башне летнюю резиденцию с чудесными скульптурами и изящными росписями стен и потолков. Барберини, Борджиа, Медичи и Фарнезе — все оставили свой след в Сант-Анджело. Уверяют, что именно здесь Николай V заложил основу Ватиканской библиотеки, Александр Борджиа устраивал дикие оргии, а Павел Фарнезе принимал художников и поэтов.
По старой доброй традиции держать врагов поближе к телу, папы оборудовали в замке свою, папскую, тюрьму, куда помещали вовсе не только еретиков и уголовников, обвинённых в кражах и убийствах, драках и разбоях, но часто — личных должников или конкурентов в борьбе за трон.
Камеры для узников первоначально располагались в бывших помещениях мавзолея — в подземелье и первом этаже замка. В Риме ходили легенды, что множество узников гибло при крупных разливах Тибра. Камеры были крошечными, с железными решётчатыми дверьми и не имели окон. В зависимости от места расположения они получали названия «Ад» или «Чистилище».
Кроме собственно тюрьмы, в замке были помещение суда — зал Правосудия, в котором заседал трибунал инквизиции, и пыточная. Папа Александр Борджиа будто бы обожал самолично истязать заключённых. Во времена инквизиции пытки официально предусматривались кодексом о наказаниях, а перед ними обвиняемый проходил медицинское освидетельствование, которое должно было подтвердить, что он их выдержит.