Жизнь в плену имени
Никто не знает наверняка, была ли действительно произнесена фраза «И ты, Брут?» Скорее всего, она придумана Шекспиром. Но человек, к которому она была обращена, знаменит невероятно. Знаменит убийством. Вместе с другими заговорщиками он лишил жизни Гая Юлия Цезаря и лично нанёс ему один из ударов. Это сомнению не подвергается.
Будущий убийца Марк Юний Брут (85–42 годы до н. э.) родился в семье плебейского рода. В Риме I века до н. э. это уже не означало низкого происхождения. Отец — тоже Марк Юний Брут. У римлян было принято, чтобы имена повторялись. Юний означало чаще всего «младший».
Отец Брута был человеком заметным — сенатором, сторонником республики. Со смертью диктатора Суллы и завершением его кровавой тирании многим (в том числе и Бруту-старшему) казалось, что появился шанс вернуться к былой аристократической республике. Однако за время диктатуры возникли новые силы, прежде всего в военной среде, которые готовы были и дальше жить по законам самодержавия. Одним из полководцев, претендовавших на власть, был Помпей, будущий соперник Гая Юлия Цезаря. Он устранял тех, кто пытался вернуться к порядкам республики, — таких, как Брут-старший. Когда маленькому Бруту было около семи лет, Помпей подослал к сенатору убийц. И его сын вырос в ощущении ненависти к Помпею.
Сервилия, мать Брута, — весьма характерная фигура для того времени свободных нравов. В молодости она была любовницей Гая Юлия Цезаря. Как и многие другие дамы, Сервилия пользовалась свойствами его широкой натуры. Сначала Цезарь дарил ей ценные жемчужины, но по мере того как росли его возможности, повышались и её претензии. И в дар от него Сервилия принимала даже дома, конфискованные у «врагов отечества».
Появился у Брута и отчим — Децим Юний Силан, человек, видимо, хороший, доброжелательный, нисколько мальчика не угнетавший. Однако он ни в каком смысле не мог дотянуть до героизированного образа погибшего знаменитого отца.
Эту нишу занял другой персонаж. Образцом, сопоставимым с покойным отцом, стал для Брута дядя — сводный брат его матери Марк Порций Катон Младший, со временем получивший прозвище Утический (Утика — место его будущей гибели). Идеал образцового римлянина: бескорыстен, отважен, честен.
Честность Катона вошла в пословицы. Например: «Один свидетель — не свидетель, будь это хоть сам Катон». Или «Я усомнился бы в какой-то новости, даже если бы её рассказал сам Катон».
Мать, мало интересовавшаяся воспитанием сына, отдала его дядюшке.
Катон был стоиком. Он полагал, что добродетель — высшее благо для смертного. Мальчику внушалось, что надо быть таким же честным, таким же благородным, как отец, и желательно так же героически погибнуть, чтобы оставить прекрасный след в истории.
Брут не только внимал словам Катона, но и получил классическое римское образование, которое предполагало изучение нескольких языков, основ истории, астрономии, математики. Преобладало филологическое направление. Завершал он учёбу в Афинах, в Греции, которую очень любил. В 60-х годах I века до н. э. 25-летний Брут посетил Дельфы, побывал на греческих островах, каждый из которых — это бывший полис, свободное государство, гражданская община. И эти идеи там продолжали жить. Он ими напитался с молодости.
А в это время в Риме формируется первый триумвират: союз трёх правителей — Цезаря, Помпея и Красса, видных политиков и честолюбцев. На устах у этой троицы — республика, отечество, счастье народа. В глубине их сознания другое: пришло время установить единую, прочную, централизованную власть. Разумеется, чтобы «спасти страну». Все, кто рвётся к власти, непременно «спасают страну» и «защищают народ».