Памир в детстве казался волшебной страной

Вокруг светаПутешествия

Планета сверхлюдей, или сны о чем-то большем

Памир. В детстве он казался волшебной страной. Загадочным местом, где живут загадочные люди… Корреспондент «Вокруг света» отправился в Таджикистан и, проехав по памирскому тракту, понял, почему «крышу мира» называют также «подножием смерти»

Текст Кирилл Сидоров

«Вернешься с Памира другим человеком. Заново рожденным», — напутствовали меня за ужином в Душанбе сотрудники «МегаФона», организовавшие путешествие. Я пожал плечами: «Чтобы заново родиться, нужно умереть…»

Смерть от облепляющей жары, которой встретил меня город Душанбе, не казалась тогда преувеличением. Спасение удалось найти только в пустынном фойе гостиницы. «О, у вас даже спа-центр есть?» — поинтересовался я у сотрудника ресепшен, разглядывая разложенные на стойке листовки. Не отрывая взгляда от компьютера, он ответил: «Да, спа работает с семи утра до 11 вечера». Стрелки часов показывали 22:10. «Значит, у меня еще есть время сходить в бассейн?» — «Нет, сегодня женский день». — «В смысле?» — «В смысле сегодня женщины купаются. Завтра будет ваш день…» Завтра мне предстоял длинный путь, и мысль о том, что это будет «мой день», вселяла надежду.

…А ночью мне приснился сон, в котором я вернулся в свое счастливое детство, где все были большого роста, а манная каша — без комков…

Душанбе — Калаи-Хумб

Рано утром наша компания на нескольких машинах отправилась в Калаи-Хумб. Дорога шла мимо живописных, поросших лесом и кустарником гор. На пути то и дело встречались пасеки, отары овец. Во время остановки около горы Шовруз, напоминающей формой склонов каменный тюльпан, водитель по имени Мамлюк спросил: «А что, много в Москве наших? » — «Таджиков?» — уточнил я. «Памирцев! — Мамлюк, казалось, немного обиделся. — У меня там два брата. Один электрик, другой машинами занимается. Я тоже хотел перебраться, а потом передумал. Мне и тут хорошо: все разъехались, и я теперь за главного».

В Калаи-Хумб мы прибыли вечером, смеркалось. Наш постоялый двор располагался на берегу шумной и агрессивной реки Пяндж. Течение здесь делает резкий поворот, огибая скалистый берег, на который стремнина обрушивает мутный поток. Часть воды, оттолкнувшись от камней, устремляется в обратном направлении, отчего создается впечатление, что река течет одновременно в обе стороны. Залюбовавшись природным явлением, я не заметил, как ко мне подошел наш проводник Диловар, коренастый памирец лет 35 с колючим взглядом золотистых глаз. «Афганистан рассматриваешь? — спросил он, кивнув на массивный горный кряж на противоположном берегу, заслонивший полнеба. — Рукой подать, правда?» Потом облокотился на парапет и продолжил: «Один народ раньше был. Границу по реке провели во времена Российской империи. Там заправляли британцы, здесь — русские. Это даже на языковом уровне чувствуется. На том берегу много англицизмов, у нас — заимствований из русского. Вот, например, мы говорим „билете“, а они — „тикете“, мы — „водителе“, они — „дривире“, и так далее». «А как туда попасть?» — поинтересовался я. «Покупаешь визу и попадаешь. По мосту, — мой собеседник сплюнул в реку. — Только что там делать…»

Ужин был устроен на топчанах, расставленных около реки. Суп шурбо, плов и овощи. После трапезы я решил не идти в душную переполненную людьми комнату, а заночевать на улице. «Вообще, у нас не принято спать под деревьями», — сказал мне присоединившийся к нам в качестве сопровождающего памирец Далер. На вид ему чуть за тридцать, он уроженец Хорога, светлокожий и светлоглазый. «Змеи?» — чуть напрягся я. «Джинны! — на полном серьезе ответил Далер. — Существует поверье, что по ночам они слетают с веток и воруют души спящих». «Ну вот и проверим», — зевнул я и растянулся на топчане.

…И снилось мне, что люди разных национальностей общаются между собой на одном языке. Все понимают друг друга и улыбаются, потому что им больше не о чем спорить…

Карон — Хорог

Неподалеку от Калаи-Хумба, на высоте около двух километров, ведутся раскопки древнего города Карон, куда мы и отправились на следующее утро. Раньше сюда вела только извилистая тропа, сейчас к месту раскопок можно добраться на машине по крутой грунтовой дороге. По камням горного кулуара прогуливались ослики, в отдалении несколько рабочих наотмашь мотыжили исследуемую породу.

Предоставленные сами себе, мы уже с полчаса бродили по развалинам чего-то древнего, как внезапно на нашем пути, будто из воздуха, возник смотритель. Внешностью он напоминал старика Хоттабыча: длинная седая борода, лукавые глаза, халат и тюбетейка (джинны, говорите?). Смотритель молча отворил дверь в небольшое подсобное помещение и продемонстрировал свои сокровища: керамические и каменные артефакты, найденные во время раскопок. «Кварц надо?» — Хоттабыч протянул мне мутный камень. Поблагодарив за подарок, я огляделся по сторонам в поисках кувшина, пригодного для квартирования мифического существа, и спросил: «А где вы живете?» Старик махнул куда-то вниз: «В кишлаке». «И что, каждый день сюда поднимаетесь?» Он только пожал плечами: мол, а что такого, работа как работа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пастушья воля Пастушья воля

Настоящий венгерский гуляш: это не суп, а вольный пастух

Вокруг света
Как стать любящей матерью Как стать любящей матерью

Александр Горний раскрывает секрет счастливого материнства и гармонии в семье

Psychologies
Лоно природы: 8 женских скульптур Лоно природы: 8 женских скульптур

Художники всех эпох воспевают красоту женского тела

Вокруг света
Jaguar E-Pace Jaguar E-Pace

Jaguar E-Pace. Самая компактная модель в линейке

Quattroruote
Переворот в сознании: 8 невероятных скульптур Переворот в сознании: 8 невероятных скульптур

Насмешка над законами физики? Наоборот — умение ими пользоваться!

Вокруг света
Похудеть и накачаться одновременно: что такое сывороточный протеин? Похудеть и накачаться одновременно: что такое сывороточный протеин?

Выглядит так идеально, будто сказка, однако факт

Playboy
Управление гневом Управление гневом

Ближний Восток — регион опасный

Вокруг света
Пространство для жизни: от какого хлама стоит избавиться Пространство для жизни: от какого хлама стоит избавиться

Список вещей, от которых стоит точно избавиться

Psychologies
Английское убийство Английское убийство

Смерть инакомыслящего: по заказу монарха или по недоразумению?

Вокруг света
Любить Билла Любить Билла

К 90‑летию легендарного фотографа моды выходит документальный фильм о нем

Vogue
Битвы заблуждений Битвы заблуждений

Баталии между приверженцами двух одинаково ложных научных теорий

Вокруг света
Как хайтек-компании обманывают себя, инвесторов и потребителей Как хайтек-компании обманывают себя, инвесторов и потребителей

Высокие технологии привели к безоглядной вере человечества в прогресс

Forbes
Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q

Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q

CHIP
Максим Нальский: Что станет с рынком виртуальных помощников в ближайшие годы Максим Нальский: Что станет с рынком виртуальных помощников в ближайшие годы

Через 7 лет выручка на рынке виртуальных помощников достигнет 7,7 млрд долларов

СНОБ
Как правильно общаться с девушкой? Самый понятный гид из 11 лайфхаков Как правильно общаться с девушкой? Самый понятный гид из 11 лайфхаков

Как правильно общаться с девушкой

Playboy
Смех и не только Смех и не только

Архитектор Оливье Ге подошел к оформлению шале в Куршевеле с чувством юмора

AD
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
Почему не стоит использовать один пароль для нескольких ресурсов? Почему не стоит использовать один пароль для нескольких ресурсов?

Признайтесь, вы тоже используете одну и ту же пару логин/пароль на разных сайтах

CHIP
Расставание: что можно было сделать иначе? Расставание: что можно было сделать иначе?

5 историй об уроках расставаний

Psychologies
«Альфа-Капитал» даст россиянам доступ к акциям крупнейших компаний США «Альфа-Капитал» даст россиянам доступ к акциям крупнейших компаний США

S&P разрешил использовать свой бренд компании «Альфа-Капитал»

Forbes
Почему мы боимся быть уязвимыми Почему мы боимся быть уязвимыми

Всем знакомо чувство беззащитности

Psychologies
Honor View 20 уже в России: цена, старт продаж, характеристики смартфона Honor View 20 уже в России: цена, старт продаж, характеристики смартфона

Подробности о новинке Honor View 20

CHIP
Письмо Джерома Д. Сэлинджера в Esquire, 1945 год Письмо Джерома Д. Сэлинджера в Esquire, 1945 год

Рассказ Джерома Д. Сэлинджера о жизни Винсента Колфилда

Esquire
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Ирина Муравьёва. Знаменитая актриса, которую обожают несколько поколений

OK!
Худшие способы борьбы с импотенцией в истории человечества Худшие способы борьбы с импотенцией в истории человечества

Как боролись с импотенцией до изобретения виагры

Maxim
Неизвестная история в фильме «Спасти Ленинград» Неизвестная история в фильме «Спасти Ленинград»

Фильм о военной катастрофе, информация о которой была засекречена до 2004 года

Forbes
Прощай, токен: почему закончилось время ICO Прощай, токен: почему закончилось время ICO

По итогам 2018 года можно сказать, что рынок ICO почти мертв

Forbes
Виниловая дорожка Виниловая дорожка

Студия, где вы можете заказать и с нуля сделать тираж аналогового винила

Популярная механика
Когда вреднее курить перед тренировкой или после? И еще 9 вопросов о курении Когда вреднее курить перед тренировкой или после? И еще 9 вопросов о курении

Когда вреднее курить перед тренировкой или после? И еще 9 вопросов о курении

Maxim
«Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи «Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи

Тае 20 лет, она студентка медицинского и волонтер Фонда борьбы с лейкемией

Cosmopolitan
Открыть в приложении