Человеческий фактор
Большие модные Дома все чаще поддерживают камерные мастерские и конкретных ремесленников. Те не остаются в долгу, помогая гигантам сохранить человеческое лицо.
Мозаичные платья-пейзажи, похожая на дреды бахрома — и все-таки показ осенней кутюрной коллекции Valentino запомнился не этим. Скучного от Пьерпаоло Пиччоли никто и не ждал, так что успех был предсказуем. Сюрпризом же стал финальный поклон: на подиум дизайнер вышел со всей командой. С портными, конструкторами и технологами — теми, кто обычно остается за кадром. Именно они из сезона в сезон помогают фантазиям Пиччоли обрести плоть — над одним из платьев, например, мастерицы колдовали больше двух тысяч часов. «Это не порождение компьютера, — говорил за кулисами дизайнер. — В этом чувствуется человечность». Именно так — не просто «человеческая рука» или «личный подход», о которых часто слышат клиенты люксовых марок.
Коллекцию эту Пиччоли показал в июле, когда на темные времена ничто не намекало. Но что-то такое, видимо, давно витало в воздухе. И человечность как-то вдруг оказалась одной из главных ценностей современной моды. Подключаются к этому разговору модные Дома не слоганами на футболках, а делами. Через сотрудничество с ремесленниками, без которых моду, особенно кутюрную, представить нельзя было никогда. Многие Дома, начинавшие, например, как скромные кожевенные мастерские и разросшиеся до небывалых масштабов, изначально строили идентичность на важности ручного труда. А у того же Chanel все круизные коллекции и вовсе многие годы выпускаются под названием Métiers d’Art (с фр. — «Прикладное искусство») — и трудятся над ними десять основных мастерских. Но