Режиссер Владимир Битоков рассказывает о жизни и кино

РБКРепортаж

Владимир Битоков: «Кино необязательно снимать через преодоление»

В прокате идет фильм «Мама, я дома», а его режиссер Владимир Битоков рассказывает о жизни и кино, а также о следующем своем проекте — посвященном киберспорту сериале «Хэдшот»

756450924589276.jpg
© Георгий Кардава

Выпускник той самой мастерской Александра Сокурова, что продолжает поставлять миру авторского кинематографа все новые и новые сюжеты, Владимир Битоков еще в первом своем фильме доказал, что умеет видеть мир по-своему и рассказывать истории не торопясь, но и не медля. Сейчас он выпустил в прокат вторую свою работу — фильм «Мама, я дома» с Ксенией Раппопорт и Юрой Борисовым в главных ролях, успевший до того побывать на Венецианском фестивале, и закончил съемки сериала «Хэдшот», который выйдет этой весной. Считая, что кино — работа командная, он ни в разговорах, ни на площадке не пытается присвоить себе первый план, но ничуть не снимает с себя ответственности, понимая, что как режиссер скажет, так и будет. Мы встретились в кинотеатре «Художественный», где прошла премьера фильма, чтобы обсудить желание людей производить впечатление, непонимание NFT и цифровых обезьян, картину Эндрю Уайета «Мир Кристины», провинциальность мышления, а также разницу между съемками кино и сериалов.

Как вам кажется, какую роль в работе режиссера играет опыт — жизненный и чувственный? Можно ли говорить, что какой-то из них важнее?

Мне кажется, что внутренний опыт режиссера — это ключевой фактор в профессии, особенно если мы говорим про авторское кино. Иначе о чем тогда что-то делать? Какой более важный опыт — чувственный или событийный, вопрос хороший.

Когда мы молоды, то все воспринимаем очень остро, все, что происходит, кажется нам открытием, а со временем на смену этой остроте восприятия часто приходит какое-то внутреннее спокойствие, как раз вместе с жизненным опытом. В творческих же профессиях без этой накаленности чувств и эмоций как будто бы никуда.

Наверное, для режиссера очень важно быть все время с этим оголенным нервом молодого человека, который на все реагирует остро, живо. И одновременно с этим нужно обладать внутренним успокоением, чтобы, как минимум, быть способным проанализировать. Поэтому здесь, я думаю, очень важно именно сочетание этих двух факторов — заинтересованности и страстной вовлеченности в какую-то проблему, страстного желания что-то по этому поводу сделать и такого взрослого к этому отношения. Вообще для режиссера смертельно равнодушие к чему угодно.

Можно ли в таком случае «выехать» на профессионализме?

Конечно. Режиссура — это же профессия, ремесло. Но когда работа сделана с холодным сердцем, безучастно (даже если очень профессионально), это всегда чувствуется, и она всегда немножко мертвее, чем если сделана с заинтересованностью. Понятно, что куча разных ситуаций бывает, и понятно, что иногда стоит вопрос, условно, заработка, выживания и так далее, и приходится делать какие-то вещи менее вовлечено, чем другие. И конечно, можно снимать кино, и интересное кино, и не обязательно каждый раз выплескивать душу, но все равно я не знаю, если человек любит свою профессию, если человек любит режиссуру, способен ли он не вовлечься в процессе работы? Даже если изначально ему история не очень близка, если он вдруг за нее по разным причинам взялся, способен ли он не заинтересоваться? Мне кажется, это сложно.

756450926004397.jpg
Георгий Кардава

Ваш дебютный фильм «Глубокие реки» получил награду на «Кинотавре». После этого снимать следующую работу было сложнее или легче? Больше ли волнения? Или проверка на прочность первым фильмом уже произошла и после нее легче?

Мне сложно ответить, на мой взгляд, каждый проект — это нечто новое, это какая-то новая жизнь. И несмотря на опыт позади, ты все равно как будто начинаешь с чистого листа. В моем случае для меня был, например, самым страшным третий проект, который я снимал, сериал «Хэдшот». Потому что первый фильм — это все равно какой-то энтузиазм, еще такое барахтанье. Второй — уже, условно, проверка замыслов, способности работать с актерами. А третий проект — показатель того, умеешь ты что-то по-настоящему в профессиональном смысле или нет. Его, тем более сериал, не вытянуть на энтузиазме, на небольшом — как у меня — опыте, это уже конкретная проверка способностей с точки зрения ремесла. Очень ценно было пройти такой большой путь. Я могу только про себя говорить, наверное, у больших мэтров как-то все иначе, но я стараюсь не думать о бэкграунде: если есть какой-то успех, то это успех большого количества людей, которые работали вместе со мной, а не лично мой. Я боюсь только за то, чтобы мне удалось рассказать новую историю, а страха падения у меня никакого нет, потому что я не считаю, что нахожусь где-то наверху.

Для режиссера очень важно быть все время с этим оголенным нервом молодого человека, который на все реагирует остро, живо.

Сюжет и диалоги фильма «Мама, я дома», несмотря на весь трагизм ситуации, полнятся юмором и иронией. Почему вы выбрали именно такую интонацию?

Эта ирония и фантасмагоричность происходящего уже были в сценарии с самого начала. И это превращало сюжет из обычной социальной драмы в нечто большее. Меня это сразу очень зацепило, и я старался всеми силами сохранить такую интонацию на грани. Потому что, если бы мы стали очень серьезно рассказывать о теме, то, на мой взгляд, это была бы очередная серая, тягучая драма, пропитанная социальными подтекстами. А нам очень хотелось сбежать от социального, потому что мы делали кино про человека, а не про социальное. Еще мне кажется, что ироничность, которая везде сквозит, случилась еще и потому, что у нас на площадке была просто невероятно теплая и радостная атмосфера. Несмотря на то, что мы делали тяжелую историю, с тяжелыми, сложными сценами, на площадке было прекрасное настроение. Это было общее приключение, веселое, положительное, особенно в наших отношениях с артистами. Мне кажется, кино необязательно снимать через преодоление. Все равно преодоление, конечно, случается, но когда оно приправлено какой-то дружбой, то всем легче.

756450927541274.jpg
Кадр из фильма «Мама, я дома» © Kinopoisk

Получается, это романтизация, что только через негативные эмоции, через страдания можно прийти к истине?

Не совсем согласен. Если грубо говорить, мне кажется, счастье нас ничему не учит, и удача нас ничему не учит. По-настоящему, по-человечески нас учат только страдания и переживания. Но если говорить о больших художниках, скорее всего, страдания, о которых они говорят, это, в первую очередь, внутренняя борьба с самим собой, с демонами, сомнениями. Огромный сложный мир, о котором мы ничего не знаем. Например, фразу «художник должен быть голодным» я совсем иначе воспринимаю. Мне кажется, художник совсем не обязательно должен быть голодным физически, он должен быть голодным до работы, должен испытывать этот голод самовоспроизведения что ли, а не физический. Потому что все воспринимают эту фразу впрямую, что если ты богат, то ты не художник, условно, но это же неправда. И так же я не уверен, что какое-то довольство и счастье нас могут формировать и формулировать, скорее, наоборот. Однако при этом процесс создания какого-то произведения, фильма не обязательно должен быть мучительным. Потому что мы, скорее всего, намучаемся еще, когда будем смотреть этот фильм, когда будем анализировать собственные ошибки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Как автосалоны заставляют брать кредиты на машину. 5 реальных примеров Как автосалоны заставляют брать кредиты на машину. 5 реальных примеров

Пришел покупать машину – вышел с кредитом, как противостоять менеджерам?

РБК
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Вы их не замечаете, но они меняют наш мир: 6 книг о самых маленьких жителях нашей планеты Вы их не замечаете, но они меняют наш мир: 6 книг о самых маленьких жителях нашей планеты

Самые необычные и интересные книги о насекомых

Популярная механика
10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей 10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей

Список бесценных вещей, которые вы можете сделать для ваших родителей

Maxim
Не верю! 10 кинопар, которые не смогли сыграть любовь Не верю! 10 кинопар, которые не смогли сыграть любовь

Вспоминаем красивые фильмы и сериалы, между героями которых проплыл айсберг

VOICE
Купите бублики Купите бублики

Александр Добровинский подслушал историю дамского счастья у дверей магазина

Tatler
Аварии, которые изменили мир: самые громкие ДТП за последние 100 лет Аварии, которые изменили мир: самые громкие ДТП за последние 100 лет

Эти аварии сказались на судьбах целых стран

РБК
В свете сверхновых В свете сверхновых

Присмотримся к влиянию звёзд на земную жизнь

Наука и жизнь
Почему в России не приживается краудлендинг: компаниям проще сходить в МФО, а инвесторы боятся риска Почему в России не приживается краудлендинг: компаниям проще сходить в МФО, а инвесторы боятся риска

Почему бизнес в России не доверяет краудлендингу?

VC.RU
«Мама, я квадроциклист!» Собираем экипировку для начинающего райдера «Мама, я квадроциклист!» Собираем экипировку для начинающего райдера

Что надеть, если у вас есть квадроцикл и время, чтобы на нем кататься

Популярная механика
Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон Заработала на квартиру, копирует даже духи: как живут двойники Кейт Миддлтон

Как живут самые популярные двойники Кейт Миддлтон

VOICE
Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу

Он изображал успешного инвестора, она называла себя рэпером и экономистом

Forbes
Сон под противомоскитными сетками снизил смертность среди африканских детей Сон под противомоскитными сетками снизил смертность среди африканских детей

Сон с противомоскитными сетками снижает риск смерти у африканских детей

N+1
Сырье для древних металлургов из Польши добыли в Рудных горах Сырье для древних металлургов из Польши добыли в Рудных горах

Ученые исследовали артефакты, обнаруженные в могильнике поздней бронзы

N+1
Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать? Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать?

Стоит ли человеку с улицы соваться в NFT-бизнес?

Maxim
Под знаком рыб Под знаком рыб

Инновационные нейротропные препараты компания «Лактокор» испытывает на рыбах

Наука
Сцены из ее жизни Сцены из ее жизни

Джессика Честейн снимает кино, признаваясь, что собирается изменить мир

Glamour
Шведская Hästens продаёт кровати за $499 тысяч королям и звёздам: из чего их делают и почему они такие дорогие Шведская Hästens продаёт кровати за $499 тысяч королям и звёздам: из чего их делают и почему они такие дорогие

Как маленькая мастерская превратилась в производителя самых дорогих кроватей

VC.RU
Природные мотивы Природные мотивы

Современный интерьер тяготеет к экоконцепции

Идеи Вашего Дома
Елизавета Туктамышева: Елизавета Туктамышева:

Интервью с Елизаветой Туктамышевой

Cosmopolitan
Управляемый хаос Управляемый хаос

Современный мир лишился лидера

Esquire
20-килограммовые камни из гранита, тефлоновые подошвы и специальный лед. Что нужно знать о керлинге 20-килограммовые камни из гранита, тефлоновые подошвы и специальный лед. Что нужно знать о керлинге

Керлинг — по каким правилам играть и что для этого нужно

СНОБ
Как водители наказывают обочечников на дороге (сурово, но справедливо) Как водители наказывают обочечников на дороге (сурово, но справедливо)

Нашумевшие истории о противостоянии обочечников с принципиальными водителями

РБК
«Из какого сора»: как Джеймс Джойс придумал и издал «Улисса». Три главных дня из жизни писателя «Из какого сора»: как Джеймс Джойс придумал и издал «Улисса». Три главных дня из жизни писателя

Три дня из жизни Джойса и его романа: от первой идеи до первой полной публикации

Esquire
День влюбленных: 5 книг для тех, кто готов работать над отношениями День влюбленных: 5 книг для тех, кто готов работать над отношениями

Книги, которые помогут по-новому взглянуть на происходящее в паре

Популярная механика
Сапсёрфинг: удивительное катание на надувной доске Сапсёрфинг: удивительное катание на надувной доске

На такой доске можно поймать волну: морскую, океанскую или волну популярности

Популярная механика
CAR-T клетки нашлись в крови излечившихся от лейкемии пациентов спустя десятилетие после введения CAR-T клетки нашлись в крови излечившихся от лейкемии пациентов спустя десятилетие после введения

CAR-T клетки способны присутствовать в организме онкобольных более 10 лет

N+1
Все хотят свою метавселенную, включая Facebook и Microsoft. Что из этого получится? Все хотят свою метавселенную, включая Facebook и Microsoft. Что из этого получится?

Как будет развиваться виртуальные пространства

Популярная механика
Планетологи не нашли различий между реголитом и грунтом астероида Рюгу Планетологи не нашли различий между реголитом и грунтом астероида Рюгу

Опубликованы новые результаты анализа данных наблюдений «Хаябусы-2»

N+1
Открыть в приложении