Виртуальный голожаберный ASIMOV оказался склонен к «наркотической» зависимости

Модель простой нервной системы ASIMOV, построенная на данных о строении и поведении голожаберного моллюска Pleurobranchaea californica, оказалась способна к формированию зависимостей, аналогичных наркотическим, сообщается в Scientific Reports. Когда виртуальному моллюску несколько раз предоставляли выбор из стимулов трех типов, один из которых имел гораздо большую ценность, чем остальные, он в какой-то момент переставал воспринимать другие альтернативы. Со временем ASIMOV привыкал к эффектам этого «наркотика». Кроме того, он демонстрировал признаки абстинентного синдрома, когда сверхценный стимул на некоторое время убирали.
Эксперименты на простых нервных системах брюхоногих моллюсков, насекомых и круглых червей показали, какой минимальный набор нейронов и отношений между ними необходим, чтобы организм принимал решения приближаться к стимулу или избегать его. Нужны органы чувств, которые смогут воспринять этот стимул, структуры, оценивающие выгоду от встречи с ним, и элементы памяти, чтобы соотносить новую информацию о стимуле с той, что о нем уже имеется. Такие системы уже моделировали in silico, к примеру, в 2018 году. Тогда модель Cyberslug, разработанная нейробиологами из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне, выбирала, нападать ей на виртуальную добычу или нет, исходя из чувства голода, а также вкусовой ценности объекта и опасности, которая от него исходит (добыча может быть ядовитой).
