«Я не феминистка»: почему женщинам не нравится движение, защищающее их интересы
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему не все женщины поддерживают феминизм, а некоторые его даже боятся и можно ли это исправить.
В Сети много текстов «Какой была бы твоя жизнь, если бы не феминистки». Их читают, обсуждают и репостят, признавая заслуги суфражисток и восхищаясь их смелостью. Однако к современным последовательницам движения отношение в обществе скептическое, и, даже разделяя их взгляды, многие женщины спешат прибавить: «Но я не феминистка».
Фемпаблики довольно популярны — некоторые насчитывают более 100 тысяч подписчиц. Однако «традиционная женственность» продолжает лидировать: например, в группе «ведической психологини» Ольги Валяевой, проповедующей бескорыстное служение мужчине, почти 400 тысяч участников. Даже отдельный паблик движения «Мужской путь» для Берегинь собрал более 10 тысяч сторонниц — а ведь, казалось бы, разве может привлекать девушек отказ от официального брака и требование отдавать мужу всю зарплату, чтобы потом просить на «аптеку и продукты»?
Давайте же попытаемся разобраться, почему общественное движение, выступающее против дискриминации женщин, до сих пор не сравнялось по числу сторонниц с разнообразными течениями фанаток патриархального уклада, и даже женщины, не представляющие себя в роли служанки и считающие равные права единственной нормальной формой организации общества, избегают называть себя феминистками.
«У нас все права уже есть!»
Каждая из нас наверняка слышала, чем занимались суфражистки. Право голосовать, владеть имуществом и наследовать его, учиться в школах и университетах, работать, выходить замуж и разводиться — без этого невозможно представить жизнь любой современной женщины. Однако первая волна оказалась и самой известной, и сейчас многие девушки считают феминизм анахронизмом. Да, раньше было плохо, но ведь сейчас-то у нас все права есть! А раз так, то пора поблагодарить воительниц прошлого, повесить пару мемориальных досок — и забыть о тёмных временах, которые давно миновали.
Суфражистки стали частью учебника истории, и потому о них все знают. Современный феминизм в них не попал и остаётся для большинства женщин терра инкогнита. Актуальные задачи движения — борьба с домашним и сексуальным насилием, дискриминацией на рынке труда — мало кому известны. Даже сталкиваясь с этими явлениями в реальной жизни, женщины считают это частными случаями. Начальник хватал за грудь? Не повезло, увольняйся. Муж бьёт? Надо было тщательнее выбирать. Не взяли на работу, а эйчар даже не постеснялся сказать: «Вы молодая, в декрет уйдёте!»? Иди на собеседование в другую компанию.
О системности проблем говорят редко — и обычно в пределах фемпабликов. Признавать их существование государству невыгодно, ведь придётся решать, а это время, деньги и колоссальное количество работы. Вот и заканчивается всё тем, что Минюст в ответ на запрос ЕСПЧ пишет, что «масштабы проблемы [домашнего насилия], а также серьёзность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены».
И чтобы критически оценить такой ответ, нужно немало времени потратить на анализ — или состоять в тех самых пабликах, где результаты опросов и статистика размещаются регулярно. Однако записываться в них женщины не спешат, и связано это с репутацией феминисток. Которая, как ни странно, очень далека от их реальных дел и слов.
«Феминистки — обиженные на мужчин одинокие бабы»
Как у любого общественного течения, у феминизма есть противники, в первую очередь последователи мужских движений. Некоторые просто готовы высказаться при случае про «фемок», но есть и те, которые ведут целенаправленную деятельность. Например, у «Мужского государства» существуют «взводы» для продвижения идеологии МГ в комментариях популярных пабликов, а у «Мужского пути» имеются «группы быстрого реагирования», которые «затыкают рот лжецам» и «доносят правду до делающих выбор и сомневающихся». Фактически складывается ситуация, когда женщина, которая не ищет информацию специально, с большей вероятностью узнает о феминизме от его оппонентов, нежели от последовательниц, которые такие «налёты» не практикуют.