Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

ВедомостиРепортаж

Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Наталья Витвицкая
пт. 25.04.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Режиссер и актер Олег Липовецкий руководит Московским еврейским театром «Шалом» четвертый сезон. За это время он собрал новую команду и новый репертуар, а его спектакли – «Моня Цацкес – знаменосец» и «Жирная Люба» – стали зрительскими хитами.

В 2023 г. театр вернулся в родные исторические стены на Варшавском шоссе, в июне 2024 г. к нему была присоединена «Сцена на Новослободской» (бывший Центр имени Всеволода Мейерхольда). А в марте 2025 г. состоялись первые большие гастроли «Шалом» в Санкт-Петербург.

Хоть Липовецкий ставит свои спектакли реже, его почерку по-прежнему свойственны ярко выраженный гуманизм, тяга к исповедальности и узнаваемый мягкий юмор. Сейчас режиссер репетирует комедию Аристофана «Лисистрата», премьера которой назначена на июнь.

В интервью «Ведомостям» худрук театра «Шалом» рассказал о смыслах, заложенных в будущей постановке, и как руководящая должность сделала его мизантропом.

«Мы пришли в легендарное место»

– Мы встречаемся с вами в бывшем ЦИМе на Новослободской. Теперь это тоже «Шалом». Расскажите, пожалуйста, как вы приняли новость о передаче этой сцены вам, какие задачи сразу себе наметили и что уже удалось реализовать?

– Для нас не была сюрпризом передача этого здания. Когда стало очевидно, что нам очень тесно на Варшавке, не хватает репетиционных помещений, а зрителям мест, мы стали думать о возможностях перебраться в центр. Нашли пару вариантов. Но в итоге сосредоточились на здании на Новослободской, поскольку на тот момент оно не было загружено настолько мощно, насколько может и должно. Это был уже не Центр Мейерхольда. Понятно, что, если бы это был он, я бы в эту сторону даже не думал. Поскольку для меня ЦИМ – далеко не чужое место, и я понимал всю значимость этой институции для современного российского театра.

Еще один плюс – я хорошо знаю само здание, в свое время здесь учился в Школе театрального лидера. Важно и то, что здесь никогда не было своей труппы. Когда ты приходишь в театр, в котором есть труппа, конфликт неизбежен. И еще непонятно, кто из него выйдет победителем – горьких примеров в театральной истории много. Мне не хотелось тратить на это время, нервы, силы – и свои, и артистов. А в случае с бывшим ЦИМом такой проблемы не стояло. Департамент культуры Москвы пошел нам навстречу, в августе мы получили это помещение, а в октябре приступили к ремонту, совсем недавно его закончили.

– Вы довольны?

– Как оказалось, в плюсе заключены минусы. Мы вошли сюда без внутренних конфликтов, приняли на работу всех, кто хотел с нами остаться. Но так или иначе, а некий «отсев» стал происходить. Потому что не все, кто три года работал, мягко говоря, не очень интенсивно, смогли встроиться в суперактивный ритм «Шалом».

Сейчас мы находимся в кризисе, потому что работаем на пределе мощностей. Всего нас около 100 человек на три сцены, включая и артистов, и обслуживающий персонал. Это катастрофически мало. В театрах, где три площадки, только количество актеров начинается от 90. У нас – 32. Чтобы принять на работу новых людей, нужны деньги. Мы пытаемся убедить департамент увеличить нам фонд оплаты труда и количество ставок, предоставили наш анализ. При существующем положении вещей мы просто не можем выпускать больше спектаклей, также не можем играть их в большем количестве – труппа элементарно «не расходится» на три площадки. Репетировать в таком режиме тоже очень затруднительно, актеры работают на износ и каждый день. Это, конечно, грозит творческим выгоранием.

– Если вернуться к разговору о здании. Ранее вы говорили, что не собираетесь забывать его историю. Как вы ощущаете эти стены, себя в них? У ЦИМа богатая история, у «Шалом» тем более. Есть что-то, что, вам кажется, может быть точкой соприкосновения?

– Понятно, что мы пришли в легендарное место. ЦИМ – это часть истории российского театра, центр притяжения лучших новаторов театра. Здесь работали и Рощин, и Крымов, и Додин, и Фокин, и женовачи, и Панков. А фестивали! И NET, и «Золотая маска», и «Территория». Очевидно, нельзя просто взять и пройти мимо. Поэтому мы решили оставить знаменитое кафе на четвертом этаже в фирменном цвете ЦИМа и наполнить его информацией о событиях и людях, которые были здесь до нас. Пространство еще формируется, поскольку мы ограничены в средствах и во времени, но потихоньку мы доведем все до конца. Уже сейчас вы здесь видите афиши спектаклей ЦИМа. Потом появится книжный стеллаж, в котором мы разместим литературу, выпущенную ЦИМом, а также книги о Мейерхольде, книги Валерия Фокина. Портреты, которые висели в фойе пятого этажа, также переедут сюда. Нам важно и дорого место, в которое мы пришли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ликвидность на бумаге Ликвидность на бумаге

Почему в банковской системе России сохраняется структурный профицит ликвидности

Ведомости
Матч-пойнт Матч-пойнт

В чем феномен падела, как начать в него играть и насколько он травмоопасен?

Men Today
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность

Электричество вокруг заряженной капли предотвращает ее разбрызгивание

N+1
Липецк: за рулем и пешком Липецк: за рулем и пешком

Как в Липецкой области мастера восстанавливают связь между прошлым и настоящим

Вокруг света
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
Мяч в кольце Мяч в кольце

Спортивные события второго года Великой Отечественной войны

Ведомости
Остановить внутреннего паникера Остановить внутреннего паникера

Как утихомирить внутреннего тревожного паникера: советы от психотерапевтов

Psychologies
Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий

Какое воздействие на организм окажет один день без углеводов?

ТехИнсайдер
Дом и сад Дом и сад

Вилла в городе садов Сучжоу

SALON-Interior
Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно

Как открытие вращения Вселенной может решить загадку «напряжения Хаббла»

ТехИнсайдер
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
Ловушки для трендов: как вовремя услышать сигналы рынка Ловушки для трендов: как вовремя услышать сигналы рынка

Как бизнесменам научиться самим улавливать тренд-сигналы

Forbes
На высшей точке На высшей точке

В чем причины холодности женщины и как сделать наслаждение ярким

Лиза
Рома Peeks Рома Peeks

Рома Peeks рисует порцию кидкорных ковров и раскрывает этимологию фамилии

Собака.ru
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина

Как философия русского космизма сформировала визуальную культуру XX-XXI веков?

ТехИнсайдер
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
«Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса» «Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса»

Дмитрий Константин о том, как создать эффективную рекламную платформу

Деньги
Модный этикет Модный этикет

О том, какие сегодня существуют правила дресс-кода и надо ли их соблюдать

Grazia
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист» Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историй
Сидеть по-русски… Сидеть по-русски…

Кресло, созданное Шутовым, — самый патриотичный предмет мебели для сидения

Дилетант
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Каждая десятая Каждая десятая

Об эндометриозе, его симптомах и способах справиться с болезнью

VOICE
Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров

Нужен ли тебе фен за тридцать три, а не за три тысячи рублей? Давай разбираться!

VOICE
Лифтинг-прически Лифтинг-прически

Как омолодить овал лица при помощи укладки

Лиза
Открыть в приложении