Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

ВедомостиРепортаж

Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Наталья Витвицкая
пт. 25.04.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Режиссер и актер Олег Липовецкий руководит Московским еврейским театром «Шалом» четвертый сезон. За это время он собрал новую команду и новый репертуар, а его спектакли – «Моня Цацкес – знаменосец» и «Жирная Люба» – стали зрительскими хитами.

В 2023 г. театр вернулся в родные исторические стены на Варшавском шоссе, в июне 2024 г. к нему была присоединена «Сцена на Новослободской» (бывший Центр имени Всеволода Мейерхольда). А в марте 2025 г. состоялись первые большие гастроли «Шалом» в Санкт-Петербург.

Хоть Липовецкий ставит свои спектакли реже, его почерку по-прежнему свойственны ярко выраженный гуманизм, тяга к исповедальности и узнаваемый мягкий юмор. Сейчас режиссер репетирует комедию Аристофана «Лисистрата», премьера которой назначена на июнь.

В интервью «Ведомостям» худрук театра «Шалом» рассказал о смыслах, заложенных в будущей постановке, и как руководящая должность сделала его мизантропом.

«Мы пришли в легендарное место»

– Мы встречаемся с вами в бывшем ЦИМе на Новослободской. Теперь это тоже «Шалом». Расскажите, пожалуйста, как вы приняли новость о передаче этой сцены вам, какие задачи сразу себе наметили и что уже удалось реализовать?

– Для нас не была сюрпризом передача этого здания. Когда стало очевидно, что нам очень тесно на Варшавке, не хватает репетиционных помещений, а зрителям мест, мы стали думать о возможностях перебраться в центр. Нашли пару вариантов. Но в итоге сосредоточились на здании на Новослободской, поскольку на тот момент оно не было загружено настолько мощно, насколько может и должно. Это был уже не Центр Мейерхольда. Понятно, что, если бы это был он, я бы в эту сторону даже не думал. Поскольку для меня ЦИМ – далеко не чужое место, и я понимал всю значимость этой институции для современного российского театра.

Еще один плюс – я хорошо знаю само здание, в свое время здесь учился в Школе театрального лидера. Важно и то, что здесь никогда не было своей труппы. Когда ты приходишь в театр, в котором есть труппа, конфликт неизбежен. И еще непонятно, кто из него выйдет победителем – горьких примеров в театральной истории много. Мне не хотелось тратить на это время, нервы, силы – и свои, и артистов. А в случае с бывшим ЦИМом такой проблемы не стояло. Департамент культуры Москвы пошел нам навстречу, в августе мы получили это помещение, а в октябре приступили к ремонту, совсем недавно его закончили.

– Вы довольны?

– Как оказалось, в плюсе заключены минусы. Мы вошли сюда без внутренних конфликтов, приняли на работу всех, кто хотел с нами остаться. Но так или иначе, а некий «отсев» стал происходить. Потому что не все, кто три года работал, мягко говоря, не очень интенсивно, смогли встроиться в суперактивный ритм «Шалом».

Сейчас мы находимся в кризисе, потому что работаем на пределе мощностей. Всего нас около 100 человек на три сцены, включая и артистов, и обслуживающий персонал. Это катастрофически мало. В театрах, где три площадки, только количество актеров начинается от 90. У нас – 32. Чтобы принять на работу новых людей, нужны деньги. Мы пытаемся убедить департамент увеличить нам фонд оплаты труда и количество ставок, предоставили наш анализ. При существующем положении вещей мы просто не можем выпускать больше спектаклей, также не можем играть их в большем количестве – труппа элементарно «не расходится» на три площадки. Репетировать в таком режиме тоже очень затруднительно, актеры работают на износ и каждый день. Это, конечно, грозит творческим выгоранием.

– Если вернуться к разговору о здании. Ранее вы говорили, что не собираетесь забывать его историю. Как вы ощущаете эти стены, себя в них? У ЦИМа богатая история, у «Шалом» тем более. Есть что-то, что, вам кажется, может быть точкой соприкосновения?

– Понятно, что мы пришли в легендарное место. ЦИМ – это часть истории российского театра, центр притяжения лучших новаторов театра. Здесь работали и Рощин, и Крымов, и Додин, и Фокин, и женовачи, и Панков. А фестивали! И NET, и «Золотая маска», и «Территория». Очевидно, нельзя просто взять и пройти мимо. Поэтому мы решили оставить знаменитое кафе на четвертом этаже в фирменном цвете ЦИМа и наполнить его информацией о событиях и людях, которые были здесь до нас. Пространство еще формируется, поскольку мы ограничены в средствах и во времени, но потихоньку мы доведем все до конца. Уже сейчас вы здесь видите афиши спектаклей ЦИМа. Потом появится книжный стеллаж, в котором мы разместим литературу, выпущенную ЦИМом, а также книги о Мейерхольде, книги Валерия Фокина. Портреты, которые висели в фойе пятого этажа, также переедут сюда. Нам важно и дорого место, в которое мы пришли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать» Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать»

Спорт всегда был важной частью жизни сооснователя Flowwow Вячеслава Богдана

Ведомости
Российскому промдизайну нужна промышленность Российскому промдизайну нужна промышленность

Какие возможности у промышленного дизайна есть в России?

Монокль
Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel

Как бизнесу общаться с недовольными клиентами

Inc.
Годовые кольца: 1841 Годовые кольца: 1841

Годовые кольца: что произошло в мире в 1841 году

Вокруг света
Гита, жена Мономаха Гита, жена Мономаха

Первой женой Мономаха была дочь Гарольда Годвинсона, павшего при Гастингсе

Дилетант
Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина

Как философия русского космизма сформировала визуальную культуру XX-XXI веков?

ТехИнсайдер
Малые города для большого потока Малые города для большого потока

Российские туристы стали больше интересоваться малыми городами страны

Ведомости
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Мы идем своим путем Мы идем своим путем

Русская внешняя политика как культурное явление

Эксперт
Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали» Татьяна Геворкян: «С годами на лице проявляются все эмоции, которые мы проживали»

Телеведущая Татьяна Геворкян о том, как выглядеть стильно без больших затрат

Здоровье
Нейроиммунная регуляция страха оказалась чувствительна к действию психоделиков Нейроиммунная регуляция страха оказалась чувствительна к действию психоделиков

Ученые обнаружили в мозге мышей нейроиммунную сеть, отвечающую за чувство страха

N+1
Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине

Инструкция, как выжить в полете, если вам досталось кресло по центру

ТехИнсайдер
7 советов тем, кто работает в офисе 7 советов тем, кто работает в офисе

О чем важно помнить, чтобы избежать «офисного синдрома»?

Здоровье
Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию

Какие KPI нужно измерять у директора по развитию, чтобы бизнес развивался

Inc.
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Шарик под кожей Шарик под кожей

Выпуклость под кожей: что это может быть за образование?

Лиза
Город нереализованных генпланов Город нереализованных генпланов

Нижний Новгород — лоскутное одеяло из обрывков больших проектов

Weekend
Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек

Как в 2010 году миротворческая организация вызвала на Гаити эпидемию холеры

ТехИнсайдер
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
В Госдуму внесли законопроект о запрете выгула опасных собак пьяными людьми и детьми В Госдуму внесли законопроект о запрете выгула опасных собак пьяными людьми и детьми

Госдума хочет внести изменения в нормы об ответственном обращении с животными

Forbes
«Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне «Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне

Яна Сексте — о съемках в военной драме «В списках не значился»

VOICE
Выстрел в финале пьесы Выстрел в финале пьесы

Кадровый дефицит в милиции: что говорят архивы и уголовные дела

Дилетант
Перекресток предубеждений Перекресток предубеждений

Пол не определяет ни компетентность, ни лидерский талант

Ведомости
6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов 6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов

Какие ошибки чаще всего совершают люди во время весеннего расхламления

VOICE
«Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса» «Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса»

Дмитрий Константин о том, как создать эффективную рекламную платформу

Деньги
Деньги или дружба? Деньги или дружба?

Подруга занимает деньги и не отдает. Как вернуть долг и сохранить отношения?

Лиза
Открыть в приложении