Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

ВедомостиРепортаж

Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Наталья Витвицкая
пт. 25.04.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Режиссер и актер Олег Липовецкий руководит Московским еврейским театром «Шалом» четвертый сезон. За это время он собрал новую команду и новый репертуар, а его спектакли – «Моня Цацкес – знаменосец» и «Жирная Люба» – стали зрительскими хитами.

В 2023 г. театр вернулся в родные исторические стены на Варшавском шоссе, в июне 2024 г. к нему была присоединена «Сцена на Новослободской» (бывший Центр имени Всеволода Мейерхольда). А в марте 2025 г. состоялись первые большие гастроли «Шалом» в Санкт-Петербург.

Хоть Липовецкий ставит свои спектакли реже, его почерку по-прежнему свойственны ярко выраженный гуманизм, тяга к исповедальности и узнаваемый мягкий юмор. Сейчас режиссер репетирует комедию Аристофана «Лисистрата», премьера которой назначена на июнь.

В интервью «Ведомостям» худрук театра «Шалом» рассказал о смыслах, заложенных в будущей постановке, и как руководящая должность сделала его мизантропом.

«Мы пришли в легендарное место»

– Мы встречаемся с вами в бывшем ЦИМе на Новослободской. Теперь это тоже «Шалом». Расскажите, пожалуйста, как вы приняли новость о передаче этой сцены вам, какие задачи сразу себе наметили и что уже удалось реализовать?

– Для нас не была сюрпризом передача этого здания. Когда стало очевидно, что нам очень тесно на Варшавке, не хватает репетиционных помещений, а зрителям мест, мы стали думать о возможностях перебраться в центр. Нашли пару вариантов. Но в итоге сосредоточились на здании на Новослободской, поскольку на тот момент оно не было загружено настолько мощно, насколько может и должно. Это был уже не Центр Мейерхольда. Понятно, что, если бы это был он, я бы в эту сторону даже не думал. Поскольку для меня ЦИМ – далеко не чужое место, и я понимал всю значимость этой институции для современного российского театра.

Еще один плюс – я хорошо знаю само здание, в свое время здесь учился в Школе театрального лидера. Важно и то, что здесь никогда не было своей труппы. Когда ты приходишь в театр, в котором есть труппа, конфликт неизбежен. И еще непонятно, кто из него выйдет победителем – горьких примеров в театральной истории много. Мне не хотелось тратить на это время, нервы, силы – и свои, и артистов. А в случае с бывшим ЦИМом такой проблемы не стояло. Департамент культуры Москвы пошел нам навстречу, в августе мы получили это помещение, а в октябре приступили к ремонту, совсем недавно его закончили.

– Вы довольны?

– Как оказалось, в плюсе заключены минусы. Мы вошли сюда без внутренних конфликтов, приняли на работу всех, кто хотел с нами остаться. Но так или иначе, а некий «отсев» стал происходить. Потому что не все, кто три года работал, мягко говоря, не очень интенсивно, смогли встроиться в суперактивный ритм «Шалом».

Сейчас мы находимся в кризисе, потому что работаем на пределе мощностей. Всего нас около 100 человек на три сцены, включая и артистов, и обслуживающий персонал. Это катастрофически мало. В театрах, где три площадки, только количество актеров начинается от 90. У нас – 32. Чтобы принять на работу новых людей, нужны деньги. Мы пытаемся убедить департамент увеличить нам фонд оплаты труда и количество ставок, предоставили наш анализ. При существующем положении вещей мы просто не можем выпускать больше спектаклей, также не можем играть их в большем количестве – труппа элементарно «не расходится» на три площадки. Репетировать в таком режиме тоже очень затруднительно, актеры работают на износ и каждый день. Это, конечно, грозит творческим выгоранием.

– Если вернуться к разговору о здании. Ранее вы говорили, что не собираетесь забывать его историю. Как вы ощущаете эти стены, себя в них? У ЦИМа богатая история, у «Шалом» тем более. Есть что-то, что, вам кажется, может быть точкой соприкосновения?

– Понятно, что мы пришли в легендарное место. ЦИМ – это часть истории российского театра, центр притяжения лучших новаторов театра. Здесь работали и Рощин, и Крымов, и Додин, и Фокин, и женовачи, и Панков. А фестивали! И NET, и «Золотая маска», и «Территория». Очевидно, нельзя просто взять и пройти мимо. Поэтому мы решили оставить знаменитое кафе на четвертом этаже в фирменном цвете ЦИМа и наполнить его информацией о событиях и людях, которые были здесь до нас. Пространство еще формируется, поскольку мы ограничены в средствах и во времени, но потихоньку мы доведем все до конца. Уже сейчас вы здесь видите афиши спектаклей ЦИМа. Потом появится книжный стеллаж, в котором мы разместим литературу, выпущенную ЦИМом, а также книги о Мейерхольде, книги Валерия Фокина. Портреты, которые висели в фойе пятого этажа, также переедут сюда. Нам важно и дорого место, в которое мы пришли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как нам реорганизовать капитализм? Как нам реорганизовать капитализм?

В мире ширится оппозиция традиционным рыночным отношениям

Ведомости
Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять» Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять»

О биологическом возрасте и секретах долгожителей

Здоровье
Почему в России востребована частная медицина Почему в России востребована частная медицина

О причинах роста популярности платных клиник в России

РБК
Жизнь без конца Жизнь без конца

Как секс делает нас бессмертными

Men Today
Битва при Ипсе Битва при Ипсе

Последним сражением Четвёртой войны диадохов стала битва при Ипсе

Дилетант
Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом

Подростки, которые ложатся спать раньше, как правило, обладают более острым умом

Inc.
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Движение вверх Движение вверх

Почему современные мегаполисы должны делать ставку на вертикальный рост?

Ведомости
Гадаем по цветам Гадаем по цветам

Тест: какое растение тебе завести, чтобы оно радовало глаз и душу ?

VOICE
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме Жуткая история Крис Кремерс и Лизанны Фрун, которые исчезли во время похода в Панаме

Жуткая история туристок, от которых остались только кости

ТехИнсайдер
У берегов Антарктиды нашли «странных» морских свинок, пауков» и бабочек У берегов Антарктиды нашли «странных» морских свинок, пауков» и бабочек

Глубины Антарктиды скрывают поразительные формы жизни

ТехИнсайдер
Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики

Как российская косметика становится полноценным трендсеттером

РБК
Нестандартные страховки Нестандартные страховки

В страховом бизнесе развиты необычные полисы под нестандартные решения

Ведомости
Осень картеля Осень картеля

Почему ОПЕК+ решил ускорить восстановительный рост нефтедобычи

Монокль
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Анна Завтур доказывает: не стоит видеть в ней только лирическую героиню

VOICE
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Топ процедур по омоложению на 45 лет Топ процедур по омоложению на 45 лет

Лучшие косметологические методики для 45-летних

VOICE
Овечкин Овечкин

Как Овечкин пытается расколоть гретцкий орех

СНОБ
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Шоу Трумена Шоу Трумена

Ксения Соколова — о любви и тайнах в детективе с самой собой в главной роли

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
«Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители «Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители

К чему может привести заботливая гиперопека над ребенком?

Psychologies
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Открыть в приложении