Кочевая кузница
Как люди обеспечивали себя всем необходимым, когда о промышленности еще не было и речи? Чтобы узнать секреты якутских мастеров, Петр Шимкевич отправился в край шаманов.

Коллекция для музея
В начале XIX века путешественники были увлечены изучением быта традиционных народов. В 1894 году по заданию администрации Приамурского генерал-губернатора чиновник особых поручений Петр Шимкевич отправился в Буреинский горный округ, который имел особое значение как золотопромышленная территория, но был на тот момент мало изучен. Шимкевич должен был «исследовать маньчжуро-дауро-китайскую полосу левого берега Амура», собрать подробные сведения об особенностях управления районом, провести перепись населения и выяснить, как можно улучшить положение местных жителей. Еще одно задание ему поручило Приамурское отделение ИРГО, членом Временного правления которого он был: приобрести этнографические и зоологические коллекции для Хабаровского музея. На это исследователю выделили 250 рублей. Шимкевичу удалось установить самые дружеские отношения с местными жителями, а потому к поручению ИРГО якуты отнеслись со всем вниманием. Так, музей получил предметы быта, а также одежду буреинских тунгусов и якутов, а кроме того, полный комплект домашней утвари.

Пояс для шамана
Особое внимание Петр Шимкевич уделял изучению шаманов. Он сумел заслужить доверие якутских и нанайских (гольдских, как их тогда называли) жрецов и даже умудрился договориться с одним из них об участии в собрании Географического общества: 7 декабря 1895 года шаман Оджал провел для членов РГО камлание и спел несколько легенд.

В книге «Материалы для изучения шаманства у гольдов» Шимкевич описал все, что сумел узнать о загадочной профессии. Вошли в его труд и особенности наряда этих людей.
Исследователь отмечал, что практически главной деталью обрядового одеяния считается полированный медный круг «толи», который при помощи ремешков закрепляется у жреца на груди. «В нем отражаются деяния людей, как добрые, так и дурные, и он имеет возможность узнать истину. Когда шаман начинает надевать свой костюм, то помощник шамана вынимает из его сумки толи (чем больше пар, тем богаче шаман), обрызгивает их изо рта ханшиной или русской водкой и надевает на шамана», – делился деталями Шимкевич.