«В современной экономике ценность имеют только люди». Интервью с создателями маркетплейса, где можно продать свое время или купить чужое
Программист Кирилл Горюнов и финансист Влас Лезин восприняли расхожее выражение «время — деньги» как руководство к действию. Они запустили в США маркетплейс Human IPO, где любой желающий может выставить на продажу до 500 часов своей жизни, а другие участники могут их купить. Горюнов и Лезин рассказали Inc., почему не тратятся на рекламу и отказываются от инвестиций, что заставляет даже богатых людей продавать своё время и почему для них Долина — это не точка на карте.
Как работает Human IPO
Human IPO — маркетплейс для инвестиций в человеческое время, нечто среднее между LinkedIn и фондовой биржей. Например, вы верите в чей-то потенциал и хотите вложить в него деньги. Тогда вы покупаете часть времени этого человека (1 час = 1 «акция»), которое позже можно будет продать дороже и заработать на разнице.
И наоборот, если вы нуждаетесь в инвестициях, то можете выставить на маркетплейсе до 500 часов своей жизни. Кто-то может купить ваше время, просто чтобы поддержать, а кто-то — с целью получить прибыль.
Стоимость человеческих «акций» повышается или понижается в зависимости от спроса и предложения. Каждый человек, который продаёт время на платформе, подписывает с ней Future service contract. Регулирование возможных споров между участниками берёт на себя компания.
«Люди — актив, в который можно инвестировать, как в ценные бумаги»
— Расскажите, как вам пришло в голову сделать Human IPO?
Кирилл: Я много работал со стартапами (как основатель и как наёмный работник) и часто встречал людей, которые точно знали, чего хотят. Многие из них позже добивались успеха.
Как-то я смотрел на график стартап-маркета и подумал «А почему люди не торгуются? Это было бы интересно». Ближе к середине 2018 года эта мысль оформилась в идею. Потом мы познакомились на одной из конференций с Власом и решили воплотить эту идею в реальность. Почти год готовились к запуску: пробовали разные вариации модели, тестировали её с различными когортами аудитории, разговаривали с потенциальными инвесторами и talents (так в Human IPO называют людей, продающих свое время. — Inc.).
Влас: Мы поняли, что в современной экономике ценность имеют только люди. И задались целью создать систему, которая позволит развивать человеческий капитал независимо от места жительства.
Если компании могут вырваться вперед благодаря венчурному финансированию, то у людей такого инструмента нет (максимум — долговое финансирование).
Сначала мы подумали, что самое простое — сделать акцент на деньгах: сейчас вы вкладываете в меня, а через 5 лет я начинаю много зарабатывать и возвращаю инвестиции. Но это сложно с легальной точки зрения и сужает идею («я вам должен за то, что вы когда-то меня поддержали»). Сейчас же нашу модель можно назвать продажей успеха в будущем.
— Сколько денег потребовалось на реализацию идеи?
Кирилл: Мы делали всё без сторонних инвестиций. Вкладывали свои деньги — несколько десятков тыс. долларов. 90% бюджета потратили на разработку, остальное ушло на дизайн и прочие расходы.
Естественно, в будущем мы будем поднимать раунды, но пока этот момент отодвигаем как можно дальше. Чем позже начинается внешнее финансирование компании, тем выше оценка доли, которую нужно отдавать взамен.
Обычно стартаперы создают какую-то страничку и сразу идут в фонды или к бизнес-ангелам. У нас вышло ровно наоборот: мы запустили продукт, который привлёк много внимания, — поэтому инвесторы приходят к нам сами. Они просто пишут в LinkedIn: «Нам очень нравится то, что вы делаете. Давайте поговорим».
— Как люди приняли идею?
Кирилл: 1 октября 2019 года мы запустили сайт, где была всего одна кнопка с призывом проинвестировать в одного человека. И всё. Один человек, одна кнопка. Но когда мы выложили этот сайт на бесплатном ресурсе Product Hunt, то получили потрясающую обратную связь. Пришла куча заявок от людей, которые хотели продать своё время. На сайт пришло 5 тыс. человек — это огромная аудитория для Product Hunt. Тогда мы поняли, что нащупали что-то рабочее, и начали строить уже полноценную платформу, которую и выкатили 1 апреля этого года.