Жаба на шее, эко-косметика с рогами оленей и легенда о травнице: чем известен владелец Natura Siberica Андрей Трубников
Предприниматель тестирует продукцию на себе, выкупает фермы в Хакасии и на Камчатке и продаёт российскую косметику во Франции.
22 июля компания «Первое решение», которая выпускает косметику под брендами Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи», публично объявила об угрозе остановки работы и закрытия магазинов. Причина — иск на 4,5 млрд рублей от завода «Эн+ Рециклинг»: компания арендовала его помещения, на одном из складов произошёл пожар.
«Первое решение» утверждает, что не виновно в происшествии, а иск — это попытка устранить «крупнейшего российского игрока» на рынке косметики.
Чем известны компания, которая в 2018 году получила 14,6 млрд рублей выручки, и её эксцентричный основатель Андрей Трубников.
Не взяли в Procter & Gamble, открыл свой бизнес
Андрей Трубников родился в 1960 году в Ташкенте. Окончил экономический факультет МГИМО, работал на таможне и в конце 90-х занялся бизнесом по импорту алкоголя. В августе 1998 года, после девальвации рубля, Трубников разорился и попытался устроиться в Procter & Gamble, но его не взяли «из-за тупости».
Тогда он решил открыть новый бизнес — по торговле живыми курами, но его отговорила жена. Она пожаловалась мужу: импортные моющие средства стоят дорого, и посоветовала сделать доступный российский продукт.
В том же году он вместе с партнёром Юсефом Ватфой основал компанию «Фратти НВ». Купил за $5000 формулу геля для мытья посуды в Институте бытовой химии и начал продавать средство под брендом «Волшебница». Первые партии предприниматели сами готовили, разливали и развозили по оптовым рынкам Москвы.
Полтора года создавали образ травницы
В 2002 году Трубников продал свою долю партнёрам за $200 тысяч и основал новую фирму, «Первое решение». Переманив часть команды «Фратти НВ», он запустил производство шампуней «Рецепты бабушки Агафьи».
Сначала я занимался косметикой в основном ради денег — делал жидкость для мытья посуды без всякой истории за ней. А потом посмотрел: евреи рассказывают про Мёртвое море, австралийцы носятся с зелёным чаем. Мне было обидно, что в России всё засрали, одной нефтью торгуем. И посреди этого Сибирь с её дикими травами, которую мы никак не используем. Я решил узнать больше, книжки стал читать. Андрей Трубников, цитата из книги «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России»
Лицом бренда стал придуманный Трубниковым персонаж — сибирская травница Агафья Тихоновна Ермакова. Её образ создавали около полутора лет: художник много раз перерисовывал травницу по просьбе Трубникова. Предприниматель рассказывал, что развешивал изображения Агафьи Тихоновны в ванной и рассматривал их.
У одной бабушки глаза были какие-то нехорошие. Ты ходишь, и как будто она за тобой следит. Как будто злая бабка. Я говорю: надо глаза менять. Потом другая — слишком похожа на немку. Слишком умная, слишком интеллигентная, надо поглупее. Тут морщина не та, тут брови не те. У нас же история была придумана, как она с бурятом познакомилась, бурят Василий такой был. Говорю: бурят такую не полюбил бы, надо что-то менять. В общем, в конце концов вроде стала нормальной. Андрей Трубников
Вместе с образом персонажу придумали легенду.
Мы вместе подбирали ей имя, отчество. До мелочей сочинили легенду: как Агафья одета, как говорит, кто она такая, казачка донская, как она попала в Сибирь… Ведь у нас же потребитель очень любопытный: «А что это, а где это?» Нам писали письма, просили, чтобы мы отправили их к бабушке Агафье. Весь образ был продуман Андреем Вадимовичем до последнего вопроса, на котором нас могли бы поймать. Анастасия Волкова, технолог компании, цитата из книги «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России»
Когда команда разрабатывала бренд, вспоминает Волкова, Трубников сразу определил целевую аудиторию.
Ну вот представь, училка средних классов, ей 40 лет, у неё двое детей-оболтусов, которые плохо учатся. А она сама в школе пашет. Она приходит домой с тяжёлыми сумками с продуктами, устала, муж опять пьяный, дети не слушаются и ничего не сделали. Она спрячется в ванной, захочет поплакать. Сядет, увидит наши флакончики, успокоится, улыбнётся. И пойдёт дальше в свою жизнь. Андрей Трубников
Причём «люди с маленькой зарплатой» — это, по мнению Трубникова, слишком размытый социальный сегмент, а сорокалетняя учительница — конкретный потребитель.
Поначалу никто не верил в успех косметики с лицом пожилой женщины, указывает РБК. «Рецепты бабушки Агафьи» отказывались выставлять на полки магазинов.