Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

ForbesРепортаж

«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Миллиардер Глеб Фетисов о комедии как коммерческом продукте, о проблемах российской киноиндустрии и о том, почему смерть кинотеатров и большого кино сильно преувеличена.

Варвара Перцова

b79a5312.jpg__1574332877__30720.jpg
Глеб Фетисов. Фото Ивана Куринного

Бывший совладелец телекоммуникационного холдинга Altimo, миллиардер Глеб Фетисов продюсирует российское и зарубежное кино с середины 2010-х годов, ему принадлежит компания Fetisoff Illusion. В числе проектов Фетисова есть и успешные комедии, такие как «Повар на колесах» и «Девушки бывают разные», и авторское кино — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Собибор» Константина Хабенского.

Вы давно в бизнесе, вы доктор экономических наук и член-корреспондент РАН — кажется, многие годы у вас были совсем другие интересы. Зачем состоявшемуся предпринимателю, инвестору, ученому идти в большое кино, становиться продюсером?

Кино — это любовь с детства. Как только я себя осознал как личность, около четырех лет, я влюбился в кино. Позже на смену детским фильмам пришли вестерны для юношей-подростков, приключенческие и исторические кинороманы, романтические истории. И, разумеется, захватывающие боевики с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне. Куда же без них?

Но, как любой нормальный человек, я больше всего любил комедии. Правда, тогда я не мог даже предположить, что комедия — самый сложный жанр в кинематографе (что, кстати, признают все профессионалы мирового уровня). Многие зрители не осознают этого, считая, что комедия — это же так легко! В реальности значительно проще заставить аудиторию заплакать. Легче вызвать слезы — слезы горести или умиления, чем подлинный смех. Я был воспитан на советских и зарубежных комедиях — с Пьером Ришаром, Джимми Керри. Вдохновляясь ими, с детства вынашивал мечту снимать комедийное кино. Поэтому моими первыми фильмами стали две комедии. Российская «В спорте только девушки» была выпущена в прокат в феврале 2014-го. Вторая картина вышла в мае того же года — это Chef (в русском прокате «Повар на колесах») режиссера Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом, Скарлетт Йоханссон и Софией Вергарой.

Подобные легкие добрые фильмы нужны в России. Все иностранцы говорят про нас, что мы не улыбчивые, вечно хмурые. В то же самое время наш самый любимый жанр — анекдот. Вот такой парадокс. «На лицо ужасные, добрые внутри…» Помните эту песенку из фильма «Бриллиантовая рука»? Это про нас, про страну… В этом, кстати, секрет бешеной популярности комедий Леонида Гайдая — «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы», «Приключений Шурика».

Именно таких — легких, феерических и в то же время умных, душевных фильмов сейчас не хватает нашему зрителю. Дефицит надо восполнять. Это закон рынка, в том числе и кинорынка. Печальный опыт 90-х годов прошлого века и нулевых показал, что россияне не хотят переживать на экране то, что их и так преследует по жизни. Беспросветная чернуха, на которую в тот момент подсели российские режиссеры, не интересовала никого, кроме иностранцев. Наш зритель не изменил своим принципам: он по-прежнему хочет от кинопоказа таких переживаний, эмоций, ощущений, которых ему не хватает в реальности. Запросы не меняются.

В этом плане я также мало чем отличаюсь от среднестатистического зрителя. У меня продюсирование серьезных эпических кинодрам совпало далеко не с самым простым периодом в жизни. Кризис за кризисом: и в экономике очередной спад, отразившийся на бизнесе, и здоровье нужно было поправить. Поэтому выбор был отчасти обусловлен личными переживаниями и мироощущением в тот момент. Но я надеюсь, что тучи разойдутся — провозвестником стала первая большая комедия «Девушки бывают разные», вышедшая в октябре в широкий прокат (одновременно на 1100 экранах). Сейчас у нас планируется вторая искрометная история, которой мы порадуем зрителей. Но подробнее о ней не хочу говорить: хочешь насмешить Бога, расскажи всем о своих планах.

Продюсирование кино: в какой мере это для вас бизнес, а в какой — поддержка культурных проектов, меценатство?

Поддержка многих российских культурных инициатив, инвестирование в них остается на уровне меценатства. Но кино я занимаюсь именно как бизнесом. Тем более комедийный продукт может быть исключительно коммерческим, иначе нет никакого смысла им заниматься. Мы не только отбили затраты на фильм «В спорте только девушки», но еще и вышли в плюс. В другой проект, который мы продюсировали вместе с Сергеем Беспаловым в 2013-м, «Повар на колесах», мы вложили $16 млн. В Америке он собрал $31 млн, а мировые сборы составили $46 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#прохобби: коучинг и пение Максима Белухина #прохобби: коучинг и пение Максима Белухина

Максим Белухин рассказал, какую ошибку чаще всего совершают топ-менеджеры

РБК
75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу» 75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу»

Незаметно «черная пятница» превратилась в нечестный инструмент маркетологов

Forbes
Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей» Тамара Гвердцители: «Трудно быть толстокожей»

Певица откровенно о том, чем занято ее сердце

StarHit
Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников

Родители часто забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей

Psychologies
Скоростной режим: как научиться быстро печатать на клавиатуре Скоростной режим: как научиться быстро печатать на клавиатуре

Лайфхаки, которые помогут научиться быстро набирать тексты на клавиатуре

Cosmopolitan
«Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары «Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары

Алена и ее муж Саша вместе уже 11 лет, у них есть дети, работа и маленькая тайна

Cosmopolitan
Два ядерных взрыва и 438 дней в море: люди, которые выжили в аду Два ядерных взрыва и 438 дней в море: люди, которые выжили в аду

Четыре случая, когда люди прошли через ад и выжили

Cosmopolitan
Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором

Жуткое преступление в центре Петербурга провоцирует на культурные реминисценции

СНОБ
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше 27 вещей, которые так же хороши, как секс, — или даже лучше

Секс — это, конечно, хорошо, но есть и другие не менее приятные занятия

Psychologies
Уперлись рогом Уперлись рогом

Три года упорной работы потребовалось Паоло и Кьяре, чтобы обрести дом мечты

AD
Групповые занятия в фитнес-клубе: основные виды тренировок Групповые занятия в фитнес-клубе: основные виды тренировок

Узнай, какими бывают групповые тренировки, и выбери то, что тебе по душе

Cosmopolitan
Ругайтесь на здоровье: пары, которые спорят, дольше живут Ругайтесь на здоровье: пары, которые спорят, дольше живут

Мужья и жены, которые спорят до хрипоты, живут дольше тех, кто подавляет гнев

Psychologies
Надежда Бабкина: «Дам фору молодым девкам!» Надежда Бабкина: «Дам фору молодым девкам!»

Надежда Бабкина и ее супруг Евгений Гор рассказали, почему откладывают свадьбу

StarHit
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Лицевой счет Лицевой счет

Как отлично выглядеть в офлайне — в 20, 30, 40 лет

Собака.ru
Система полковника Смолова и майора Перова Система полковника Смолова и майора Перова

Первая глава новой книги Софии Синицкой

Esquire
Какого рожна нам надо? Правильно ли социологи понимают россиян в их желании перемен Какого рожна нам надо? Правильно ли социологи понимают россиян в их желании перемен

До 60% россиян высказались за перемены, притом «решительные и полномасштабные»

СНОБ
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Голод vs Аппетит? Голод vs Аппетит?

Почему мы не можем остановиться и продолжаем есть, когда уже сыты

Худеем правильно
«Когда мертвые не встают, спектакль становится живым». Директор театра им. Станиславского и Немировича-Данченко о новой опере «Когда мертвые не встают, спектакль становится живым». Директор театра им. Станиславского и Немировича-Данченко о новой опере

Антон Гетьман рассказал, почему оперное искусство сейчас важнее всего

Forbes
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Заплатка красоты Заплатка красоты

Главный тренд предновогоднего ухода – патчи для кожи вокруг глаз

Здоровье
ВкусВилл, ДоДо, пальто: 5 книг о российском бизнесе от первого лица ВкусВилл, ДоДо, пальто: 5 книг о российском бизнесе от первого лица

Подборка автобиографий и книг о предпринимательстве

Forbes
«Дети исполнили мою мечту» «Дети исполнили мою мечту»

Лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков - о детям, родителях и поклонниках

OK!
Галина Боб: «Мужу пора вручать «Оскар»!» Галина Боб: «Мужу пора вручать «Оскар»!»

Галина Боб поделилась, почему не хочет отдавать сыновей в детский сад

StarHit
Алиса Хазанова: Менять отношение к правам женщин нужно не в киноиндустрии, а в реальной жизни Алиса Хазанова: Менять отношение к правам женщин нужно не в киноиндустрии, а в реальной жизни

Алиса Хазанова рассказала об отношении к смерти и о правах женщин в России

СНОБ
«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве «Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве

За три года Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников

Forbes
Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин» Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин»

Отрывки из книги «Поэт и леди» о Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрее Вознесенском

СНОБ
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Открыть в приложении