Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых
Свою первую муравьиную ферму Николай Юдин создал в 5-летнем возрасте. Спустя 20 лет он вспомнил о детском увлечении и вместе с другом Дмитрием Будниковым превратил его в бизнес. В 2018 году продажа дизайнерских муравьиных ферм принесла партнерам 45 млн рублей выручки

История проекта AntPlanet началась теплым летним днем 2011 года. Николай Юдин шел на работу по одной из московских улиц и вдруг заметил под ногами муравья-«королеву» — насекомое, чьи размеры в три-четыре раза превышают размеры его обычного «сородича». Юдин с детства увлекался разведением муравьев в стеклянных банках с землей — и в тот раз решил взять насекомое домой, чтобы вспомнить давнее хобби. «Я начал шерстить интернет и наткнулся на форум antclub.org для тех, кто держит муравьев дома. Увидел, что один из участников своими руками сделал для насекомых домик из гипса с ходами внутри, и решил тоже попробовать», — вспоминает Юдин. Для первой муравьиной фермы собственного производства он заказал небольшой стеклянный аквариум с одной съемной стороной, выложил в нем изогнутые ходы из пластилина и залил пустоты гипсовым раствором. Фотографию заселенной муравьями постройки выложил на тот же форум: «Хотел, чтобы люди оценили старания».

Неожиданно перед новым 2012 годом четыре пользователя портала попросили у Юдина изготовить такие же фермы для них. За несколько недель на кухне съемной квартиры он сделал копии, отвез их заказчикам и получил 25 000 рублей. Прибыли пробная партия ферм не принесла, но друг Юдина Дмитрий Будников зацепился за идею и предложил превратить увлечение Николая в бизнес. С тех пор партнеры вырастили проект в компанию AntPlanet со своим интернет-магазином, сетью оптовиков и годовой выручкой в 45 млн рублей при прибыли в 7 млн. В 2018 году AntPlanet вышла за рубеж — начала продавать муравьиные фермы эстонской сети зоомагазинов Leivid.
Волгоградский тандем
32-летние Николай Юдин и Дмитрий Будников родились и выросли во Волгограде в соседних домах. Юдин по настоянию отца-физика поступил на технический факультет в местный педагогический вуз, но не окончил его: «Пытался учиться, но понял, что судьба физика или информатика не моя». На втором курсе он бросил вуз и начал подрабатывать грузчиком в «Магните» и компьютерным мастером в администрации одного из районов города. Как раз тогда Юдин познакомился с Будниковым, который оканчивал Волгоградский государственный технический университет. Давние соседи быстро подружились.
Будников после вуза несколько месяцев проработал в местной логистической компании. Платили там немного, вспоминает он. В 2010-м друзьям пришла идея перебраться «за высокими зарплатами» в Москву. «Я тогда начал встречаться с девушкой из Литвы, которая звала меня к себе. Придумал, что подзаработаю в столице, выучу литовский и поеду к ней, но задержался», — говорит Юдин. С разницей в 3-4 месяца приятели переехали и стали в складчину снимать комнату. Николай устроился монтажником в интернет-провайдер CLN, а Дмитрий продолжал карьеру логиста в столичных компаниях.

Спустя два года работа по найму наскучила Будникову. Он решил попробовать себя в бизнесе и вместе с бывшим коллегой-маркетологом открыл рекламно-полиграфическое агентство NikiGroup. Офис партнеры организовали прямо в съемной квартире, в которую переехал Будников. На занятые у знакомого 150 000 рублей купили принтер, компьютер и телефон, а затем принялись искать клиентов. Последнее оказалось для Будникова самым сложным: «Я не видел уникальности в проекте, потому не мог нормально объяснить потенциальным клиентам, чем мы отличаемся от миллиона таких же агентств». Полгода NikiGroup работал в минус — выручки не хватало даже на оплату знакомого бухгалтера. К середине 2013-го Будников истратил последние накопления и договорился с партнером о закрытии бизнеса.
В тот период Юдин и поделился с другом своим опытом продажи муравьиных ферм. Подобным продуктом как бизнесом в стране тогда никто не занимался, вспоминает Павел Захаров, директор по маркетингу интернет-магазина необычных подарков «Ассорти Маркет». «Существовали только стандартные гелевые муравьиные фермы, которые привозили из Китая. Мы тоже их продавали. Но они были не очень гуманными: из-за влажности геля муравьи долго не жили», — подчеркивает он.
Муравьи в Гранд-Каньоне
В середине 2013 года Юдин и Будников начали развивать муравьиный проект. Николай продолжал работать в CLN, поэтому занимался фермами только в свободное время. Он отвечал за сборку изделий, а Будников взял на себя продажи — размещал объявления на «Авито», развивал соцсети.
Первое время с «Авито» и форума партнеры получали по одному заказу раз в две недели. Примерно такой период занимало и производство одной фермы длиной 30 см, высотой 20 см и шириной 15 см. Стекло для внешней части Юдин и Будников покупали в строительных магазинах, а резку по нужным размерам заказывали в гаражных мастерских. Нарезанное стекло склеивали силиконовым герметиком. В получившемся аквариуме прокладывали ходы из пластилина и заливали их гипсовым раствором. Когда гипс высыхал, пластилин вынимали. Мастерской служила квартира Юдина.