Рассказываем о самых интересных экопроектах, которые стали частью искусства

РБККультура

Экоарт: как художники призывают задуматься об экологии

Экологический тренд приобретает впечатляющий размах: даже Папа Римский на 58-й Венецианской биеннале выступил с манифестом о строительстве экокапелл. Рассказываем о самых интересных экопроектах, которые стали частью искусства.

Ирина Рудевич

755731596358049.jpg
Олафур Элиассон, «Речное русло», 2014. © Olafureliasson.net

Мы живем в эпоху антропоцена, когда любая антропогенная деятельность ведет к неизбежному изменению климата и геологии планеты. Сейчас невозможно отделить природу от экономики, и художники призывают задуматься об этой проблеме, показывая, каким должен быть мир. Экоарт требует использования экологических материалов: материалом для скульптур и картин становятся обломки и мусор, инсталляции на открытом воздухе задействуют объекты рельефа. За подобными работами стоит концепция сохранения природных ресурсов.

Ленд-арт — искусство на земле

755732203307222.jpg
Агнес Денес, «Поле пшеницы — конфронтация», Нью-Йорк, 1982. © agnesdenesstudio.com / Agnes Denes

Современные художники вдохновляются проектами предшественников. Произведения искусства, холстом для которых стала земля, приобрели популярность в 70–80-х годах, когда творцы начали интегрировать свои произведения в городской пейзаж, намекая, что урбанистические достижения связаны с существованием матери-природы. В 1978 году Алан Сонфист высадил в центре Нью-Йорка фрагмент леса из эндемиков острова Манхэттен, в 1982 году Агнес Денес устроила неподалеку пшеничное поле. Так художники-экологи показали горожанам бывший природный облик их местообитания.

Экология как источник творчества

755731596923839.jpg
Энди Голдзуорти, «Плоский круг листьев», 1985. © goldsworthy.cc.gla.ac.uk

Некоторые творцы стараются свести воздействие на ландшафт к минимуму. Не всегда они создают инсталляции в природной среде, но обязательно — с ее использованием. Ветеран концептуального искусства Херман де Врис делает объектами своего творчества образцы почвы из разных частей света, а также растения, мусор, ископаемые и предметы старины. Нильс-Удо создает сложные ландшафтные композиции, например гигантское гнездо в лесу. Энди Голдзуорти с помощью природы обращается к человеку. Он соорудил шпиль из 30 кипарисовых стволов, а у основания скульптуры посадил новые деревья. Суть в том, чтобы показать быстротечность времени: с годами «ствол» разрушался, а молодые деревья росли ввысь. Многие объекты Голдзуорти сохранились только на фотографиях и видеороликах, настолько они были хрупкими и недолговечными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении