Экоарт: как художники призывают задуматься об экологии
Экологический тренд приобретает впечатляющий размах: даже Папа Римский на 58-й Венецианской биеннале выступил с манифестом о строительстве экокапелл. Рассказываем о самых интересных экопроектах, которые стали частью искусства.
![755731596358049.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/nyp/uz1/qkq/aocaljuu8rpaqvwet4pbyxd/zjv2wz.jpg?v=1&temp_url_sig=Hra3koUIVshAmUOfA9tthw&temp_url_expires=1739824677)
Мы живем в эпоху антропоцена, когда любая антропогенная деятельность ведет к неизбежному изменению климата и геологии планеты. Сейчас невозможно отделить природу от экономики, и художники призывают задуматься об этой проблеме, показывая, каким должен быть мир. Экоарт требует использования экологических материалов: материалом для скульптур и картин становятся обломки и мусор, инсталляции на открытом воздухе задействуют объекты рельефа. За подобными работами стоит концепция сохранения природных ресурсов.
Ленд-арт — искусство на земле
![755732203307222.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/nyp/uz1/qkq/aocaljuu8rpaqvwet4pbyxd/tmq2nf.jpg?v=1&temp_url_sig=S6vRFwsLd2gMAdxM8dvjgA&temp_url_expires=1739824677)
Современные художники вдохновляются проектами предшественников. Произведения искусства, холстом для которых стала земля, приобрели популярность в 70–80-х годах, когда творцы начали интегрировать свои произведения в городской пейзаж, намекая, что урбанистические достижения связаны с существованием матери-природы. В 1978 году Алан Сонфист высадил в центре Нью-Йорка фрагмент леса из эндемиков острова Манхэттен, в 1982 году Агнес Денес устроила неподалеку пшеничное поле. Так художники-экологи показали горожанам бывший природный облик их местообитания.
Экология как источник творчества
![755731596923839.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/nyp/uz1/qkq/aocaljuu8rpaqvwet4pbyxd/l9izbq.jpg?v=1&temp_url_sig=jSZmkDTAo1PoHrNBx0QUMg&temp_url_expires=1739824677)
Некоторые творцы стараются свести воздействие на ландшафт к минимуму. Не всегда они создают инсталляции в природной среде, но обязательно — с ее использованием. Ветеран концептуального искусства Херман де Врис делает объектами своего творчества образцы почвы из разных частей света, а также растения, мусор, ископаемые и предметы старины. Нильс-Удо создает сложные ландшафтные композиции, например гигантское гнездо в лесу. Энди Голдзуорти с помощью природы обращается к человеку. Он соорудил шпиль из 30 кипарисовых стволов, а у основания скульптуры посадил новые деревья. Суть в том, чтобы показать быстротечность времени: с годами «ствол» разрушался, а молодые деревья росли ввысь. Многие объекты Голдзуорти сохранились только на фотографиях и видеороликах, настолько они были хрупкими и недолговечными.