Уберизация холодильника: зачем торговые сети уходят в сеть
Передел российского рынка ретейла открывает старым игрокам новые возможности. Основатель компании «Юлмарт» Сергей Федоринов предлагает задуматься о том, каким может стать продуктовый ретейл через десять лет
Сектор продуктового ретейла стоит на пороге перемен. Новоиспеченные собственники «Магнита» и «Ленты» заявили о намерениях захватить часть онлайн-рынка. Сбербанк, рассматривающий покупку сети «О'Кей», может подтянуться за остальными. Похоже, нас ждет увлекательная битва гигантов за доли формирующегося рынка в сфере интернет-торговли и интернет-доставки продуктов питания.
Сети созрели
Де-факто последние громкие сделки — выход из «Магнита» Галицкого, покупка доли в «Ленте» Мордашовым, интерес Сбербанка к сети O'Кей — означают, что происходит дальнейшее укрупнение важного сектора экономики не без участия государства. С одной стороны, это логично: речь об отрасли, которая является стратегически важной для государства в части поставки необходимой продуктовой корзины для населения. С другой, на наших глазах происходит возрождение интереса к ретейлу.
Есть две глобальные предпосылки для таких изменений. Первая— это факторы, внешние по отношению к рынку, в том числе внутренняя политика государства и международные санкции. В этом смысле передел рынка ретейла — это в большей степени следствие волевых решений, нежели объективных факторов рынков. Впрочем, экономические причины тоже сказываются: увеличение НДС с 2019 года и обесценивание рубля препятствуют росту доходов граждан и играют на снижение платежеспособности, из-за чего давление на ретейл усиливается.
Вторая предпосылка — это сам рынок продуктового ретейла, который сформировался в достаточной степени и готов к новым шагам по развитию. Сети созрели, дозрели и технологии: они стали доступнее и позволяют высокоэффективно управлять гигантской сетью и извлекать прибыль. Процесс укрупнения и монополизации — логичный этап развития отрасли.
Зачем сетям Сеть?
Для продуктового ритейла выход в онлайн — новая инициатива. Прецедентов успешно работающих масштабных моделей в России на сегодняшний день нет. И вот здесь как раз и открываются возможности для рынка, который сейчас образуется. Хорошо, что за это берутся сразу несколько гигантов. О развитии сервиса онлайн-продаж и доставки заявили «Лента», «Магнит» вместе с Почтой России, О'кей и другие. Хорошо, что они будут бороться друг с другом. На суд покупателя, а это самый справедливый суд, будет вынесено сразу несколько моделей. Потребитель будет оценивать качество конечного продукта и сервиса, и его будет сложно обмануть.
В ходе конкурентной борьбы формируется новый стандарт — как это в свое время произошло с кассетой от видеомагнитофона. Согласно корпоративной легенде Акио Морито, президент фирмы Sony, приехав с одной из конференций, положил на стол ежедневник и сказал, что, наверное, кассета должна быть вот такой. Таким образом появился стандарт VHS, точно совпадающий с размером ежедневника Акио Морита. Этим примером можно проиллюстрировать тезис, что в конечном итоге срабатывают не высокотехнологичные, заумные и научные подходы, а то, что будет своевременно предложено потребителю и принято им. В продуктовом ретейле произойдет то же самое. На мой взгляд, процесс удовлетворения потребностей потребителя, обеспечиваемый продуктовым ретейлом, уже сейчас заметно отстает от самих потребностей. Сейчас эта ниша начнет разрабатываться одновременно сразу несколькими «лабораториями» крупных торговых сетей.