Сколько и как зарабатывают организаторы беговых марафонов
Как сократить бюджетное финансирование массового спорта и научиться на нем зарабатывать: опыт организаторов Казанского марафона
Еще десять лет назад индустрии массового бега в России практически не существовало. Организованные мероприятия случались редко и собирали минимум участников — так, например, на старт первого забега серии «Гром» в 2010-м вышли лишь 153 человека. И даже эта цифра считалась большим успехом.
К концу 2010-х беговой календарь страны фиксирует почти 3000 событий разного формата, от еженедельных забегов в парках до классических марафонов (42,2 км). Аудитория любительского бега в России растет на 300% в год, оценивает Владимир Волошин, управляющий партнер компании Newman Sport & Business Consulting. При этом число финишеров марафонской дистанции ежегодно увеличивается на 30%.
Денежный оборот сектора оценить сложно, говорит Волошин. При небольшом количестве участников затраты на организацию могут быть минимальны, а провести марафонский забег в крупном городе стоит дорого. В этом случае, как правило, серьезную часть расходов на себя берет бюджет региона. Стартовые взносы и вклад спонсоров компенсируют остальное.
Устроители Казанского марафона, одного из самых молодых в России, за несколько лет сократили долю бюджетного финансирования почти в два раза. Директор мероприятия Вадим Янгиров на бизнес-форуме Sport Connect в Сочи рассказал, как на практике реализуется формат частно-государственного партнерства, а в интервью Forbes раскрыл финансовые детали и объяснил маркетинговую стратегию организаторов.
Про бюджет
В 2015 году первый Казанский марафон собрал всего 2600 участников. Расходы на мероприятие составляли 9 млн рублей, на 70% их обеспечивал региональный бюджет. В Татарстане многие спортивно-социальные проекты развиваются по схеме частно-государственного партнерства, то есть софинансирования. И перед организаторами всегда стоит задача заработать, чтобы снизить нагрузку на местный бюджет.
Уже к 2017-му мы достигли цифры в 10 000 участников, затраты выросли до 22 млн рублей, но доля бюджетных средств сократилась до 38%. Уменьшать ее дальше будет сложно, да и нет такой цели.
Экономика события приносит выгоду региону. К примеру, в 2018-м на марафоне было 4500 приезжих участников из 38 стран, в 2019-м — больше 8000 из 32-х. Они потратили деньги на гостиницы, рестораны и прочее. В 2018-м экономический эффект мероприятия для города составил, по оценкам, более 100 млн рублей, цифры по 2019-му, очевидно, будут еще выше.