Тревожные проценты: почему бизнес не радуется снижению инфляции
Центробанк отрапортовал о серьезном замедлении инфляции, снизив ее прогноз с 4–4,5 до 3,2–3,7% в 2019 году. Какими последствиями это грозит бизнесу?
Банк России скорректировал прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0–4,5 до 3,2–3,7%, с последующим падением ниже 3% в начале 2020 года. Таким образом, темпы инфляции в экономике упали c двузначных отметок в 2014-2015 годах до достаточно низкого уровня, и это не может не радовать. Однако этого не достаточно для того, чтобы бизнес вновь поверил в радужные перспективы роста российской экономики. Анализируя нашу деловую практику, мы можем вполне уверенно утверждать, что хотя наши клиенты все еще видят отдельные интересные ниши для осуществления инвестиционных проектов в России, в целом они пока настроены умеренно пессимистично в отношении экономических перспектив страны в целом. Почему?
Если спросить журналиста или профессора экономики о том, что важнее всего для бизнеса, то, скорее всего, вы получите множество различных ответов — от инфляции до защиты прав собственности. Однако вряд ли кто-то из них укажет самый очевидный и реально важный для бизнесменов фактор: рост потребительского спроса.
Потребление — мотор экономики
Потребительские расходы — краеугольный камень, лежащий в основании любой развитой современной экономики. Именно за счет создания большого и стабильного среднего класса с его высокой склонностью к потреблению США, Европе, Японии удалось в ХХ веке добиться феноменальных темпов экономического роста и общего благосостояния. Даже Китай сейчас переводит экономику с прежней модели экспортного роста, уже исчерпавшей себя, на рельсы стимулирования внутреннего потребления.