Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова
В Музее Москвы идут премьерные показы нового спектакля Дмитрия Крымова «Борис» по мотивам трагедии Пушкина «Борис Годунов». Спектакль, спродюсированный агентством «Арт-партнер XXI век», — одно из самых беспощадных высказываний о природе власти, звучащее с театральных подмостков

Для cвоего нового спектакля Дмитрий Крымов собрал по-настоящему звездный состав. Роль Бориса исполняет Тимофей Трибунцев, Марину Мнишек поочередно играют Виктория Исакова, Паулина Андреева, Ксения Раппопорт и Мириам Сехон, в роли Лжедмитрия тоже выступает женщина — актриса Мария Смольникова, Василия Шуйского играет Михаил Филиппов. Среди артистов, изображающих бояр, официантов, обслуживающих праздничный банкет, и женский академический хор «Москворечье», многие — из Мастерской Дмитрия Брусникина.
Дмитрий Крымов впервые работал в нетеатральном пространстве. Музей Москвы предоставил для спектакля огромное количество артефактов времен Ивана Грозного и Бориса Годунова: их можно посмотреть до начала представления. Стены музея хранят память о былой Москве, и именно здесь драматические события пьесы обретают особую символику. Хотя спектакль Крымова — вне времени и истории. Все происходящее вполне вписывается в любую эпоху, и больше всего напоминает наше время, ностальгирующее по советской эстетике. Вот приходит новый государь, все благоговеют перед ним, присягают на верность, а потом начинают интриговать и строить козни за его спиной. Знакомая история.
С текстом Пушкина режиссер обращается вольно: в написанный им сценарий лишь изредка вклиниваются отрывки из оригинального «Бориса Годунова», сохранена основная сюжетная канва, а в остальном же это совсем другая пьеса.




На сцене — одинокий красный рояль, ряд стульев для немых созерцателей, которые потом «преобразятся» в хор, на заднике — полукруглое окно, через которое видны заснеженные купола московского Кремля (сценограф и художник по костюмам — Анна Гребенникова). Стены Провиантских складов из красного кирпича добавляют колорита, а зрители сидят на своего рода трибуне в красных пластмассовых креслах, какие сейчас устанавливают на стадионах. Сбоку от основной сцены еще одна — запасная, на которой растянута волейбольная сетка. В этом пространстве работает и отдыхает царская «свита», отсюда выносят на сцену реквизит и выходят официанты: для всего этого обслуживающего персонала как будто нет разницы, что «подавать» — гробы с мумиями русских царей или бутерброды.