Красное золото
Арабские ремесленники древней Испании первыми научились выделывать кордовскую кожу, которая считается редкостью по сей день. The Rake публикует статью директора по продажам компании Alden (США) и признанного эксперта по кордовану Джона Хэппа
Словосочетание «кордовская кожа» вызывает множество ассоциаций. Оно напоминает и о старой Испании, и о глубоком, насыщенном красном цвете, как у вина или граната. На самом деле изначально так называли обработанную особым способом конскую кожу, взятую исключительно с крупа животного. В те времена, когда владения мусульманских халифов простирались от Турции и Персии до Северной Африки, Испании и Франции, Андалусия, южная испанская провинция, была могущественным независимым государством (Мусульманской Испанией). Знаменитые андалусские скакуны ведут свое происхождение из Персии. По легенде, аристократы Мусульманской Испании ездили верхом в роскошных сапогах, сделанных из некоего загадочного материала, который был прочнее кожи и выглядел ярче и элегантнее. Так они демонстрировали исключительное богатство, одновременно защищая ноги от колючих кустов и хлещущих веток.
Слово «кордовский» в значении «относящийся к Кордове», столице халифата (королевства) Андалусии, вошло в употребление во времена династии Омейядов, примерно в 850 году. Во период их правления в Испании был расцвет культуры и искусства.
Для производства кордовской кожи (впоследствии европейцы назвали ее кордованом) использовали те части шкуры, которые находятся по бокам лошадиного крупа, как две половины раковины моллюска. Андалусские кожевники обнаружили и научились выделывать эти «раковины». Их обрабатывали и окрашивали, придавая зеркальный блеск и насыщенный винно-красный цвет. По структуре они напоминают пчелиные соты; эти пронизанные волокнами хряща участки прочнее обычной кожи. В отличие от нее, сухой и волокнистой, «раковины» содержат жиры и природные масла, благодаря которым материал при сгибании и скручивании не трескается, а ложится плавными волнами.
Омейяды ревниво оберегали секрет своего открытия. Они установили монополию на торговлю кордовской кожей, чтобы избежать конкуренции и контролировать цены. Андалусские ремесленники были искусны не только в выделке, но и в окрашивании этого чудо-материала. Они знали, как получать красители из всевозможных кореньев, плодов, листьев и даже насекомых. Ярко-красный пигмент кирмис, или кошениль, например, вырабатывали из перемолотых панцирей самок насекомых определенных видов, марену, еще один оттенок красного, — из корневищ одноименного растения. Из киновари (минерала, содержащего серу и ртуть), которую добывали в шахтах Альмадена в Андалусии, после обработки также извлекали пигмент густого, насыщенного оттенка.
Арабам было известно и «волшебное» вещество, позволявшее надежно закрепить краску на изделии. После обработки этим загадочным составом она будто въедалась в поверхность ткани или кожи. В красильном деле такие вещества называют протравой (по-английски mordant, от латинского глагола «кусать» или «сжимать»). В этом качестве, особенно в живописи, часто использовали яичный белок. А испанские мавры при окраске кордовской кожи применяли квасцы — минерал, встречающийся только на востоке Персии.