Академия / Страсть
Хранитель верности
Принято думать, что носить вещи одной марки — самый простой путь в моде. Пожалуй, так, если вы обделены вкусом, и совсем наоборот, если вкус у вас отличный, вы в деталях разбираетесь в вехах творчества любимого дизайнера и подходите к формированию гардероба, как к кураторскому проекту, не боясь прослыть эксцентриком. Мы анализируем феномен fashion devotion на примере диджея Виталия Козака, присягнувшего на верность марке Prada.
«Не то чтобы я носился на все показы Prada — например, в этот раз я не смогу поехать. Но обычно, получая приглашение, стараюсь там быть», — говорит диджей Виталий Козак, который уже много лет предан Миучче Праде и одежде, которая носит ее имя. И он прав — у потребителей моды случаются куда более выразительные привязанности, и, конечно, Козаку далеко до тех японских фанатов Маржелы, которые не готовят дома, выносят любой мусор немедленно, чтобы одежда не впитала бытовые запахи, и никогда никого не приглашают домой, чтобы случайно не повредить вещи. Но это сравнение помогает подобраться к феномену преданных поклонников одного дизайнера, к тому, что называется fashion devotion.
Где проходит граница между такого рода преданностью и девиацией? Есть ли разница между fashion devotion и fashion victim? Покупают ли такие люди одежду избранного дизайнера, чтобы носить, или, напротив, хранят ее как коллекцию арт-объектов? Ходят ли они постоянно в total look любимого дизайнера? Что это, в конце концов, за феномен и как нам его воспринимать — скептически или апологетически?
«Я отношусь к вещам Prada как к произведениям искусства, Миучча Прада для меня — художник. Но я не могу сказать, что собираю коллекцию. У меня есть несколько вещей меньшего, чем нужно, размера, потому что они раритетные и я покупал их именно для коллекции. Но таких немного. Одежда — это то, что я ношу». Но, конечно, отношения с одеждой Prada у него глубоко личные и возникли они именно потому, что эстетика Миуччи Прады стала его персональным выбором и следствием профессионального интереса к моде: «Я учился дизайну женской одежды и дважды в год составлял для журнала L’Oficiel подборки луков с показов. Фотографий коллекций Prada в них было заметно больше, — ее работы очень впечатляли меня. Когда я в 1998-м году поехал в Милан, то уже знал, что пойду в ее магазин в галерее Виктора Эммануила II. Я до сих пор помню каждую вещь — я брал их в руки и подробно рассматривал, меня интересовало, как они сделаны. Тогда было время минимализма, и Прада выпускала сдержанные коллекции, но в них было много удивительных деталей».