«Темные начала» — амбициозный сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана, претендующий на лавры «Игры престолов». Рассказываем, каким он получился
На HBO и «Амедиатеке» стартовал сериал «Темные начала» — потенциальный суперхит, основанный на популярной одноименной трилогии Филипа Пулмана про дивный альтернативный мир. Алексей Филиппов посмотрел первые четыре эпизода и попытался разобраться, получится ли из подросткового фэнтези новая «Игра престолов».
Лире Белакве (талантливая Дафни Кин из «Логана») 12 лет, она живет в Оксфорде в окружении замкнутых на себе ученых, но не слишком торопится перенимать их пыльную мудрость, зато охотно носится по коридорам в компании приятеля Роджера. Непоседливость и живой ум заводят ее то в склеп, где можно найти истлевшую руку, то в библиотеку, куда посторонним вход воспрещен, но именно там дядя Лиры — лорд Азриэль (Джеймс Макэвой) — делится с консервативными старцами невероятным открытием о некой Пыли и иных мирах.
Именно неизведанное будет манить Лиру поперек чувства самосохранения и научений старших: впереди маячат Лондон, закованный в латы ар-деко, загадочный Север, населенный ведьмами и медведями, а то и другая реальность (речь, конечно, не о билете в 3D или IMAX).
Тут стоит отступить назад и описать сеттинг, который совсем не так дружелюбен, как может показаться из беглого пересказа. За окном — альтернативная реальность стимпанка, религии и магии: небо бороздят дирижабли, миром правит кальвинистический Магистериум, а у каждого человека есть деймон — так у Пулмана называются животные, воплощающие душу человека. Также в наличии: живущие у воды цыгане, загадочная организация, которая ворует детей, разбросанные по миру одиночки в диапазоне от аэронавта Ли Скорсби (Лин-Мануэль Миранда) до панцербьёрна (белого медведя в доспехах) Йорека Бирнисона, которые станут спутниками Лиры на пути к загадкам мироздания и собственной биографии. О себе она знает лишь то, что родители мертвы, а выжить во время Чумы ей помог дядя Азриэль, уговоривший ученых поселить девочку в Оксфорде.
«Темные начала» — уже второй подход к вышедшей на три года раньше “Гарри Поттера” фэнтези-трилогии Филипа Пулмана — воинствующего атеиста (тм), который сочинил целый мир, нашпигованный отсылками к Мильтону, Блейку и Свифту, чтобы объяснить юному читателю токсичность религиозной идеи. В 2007 году режиссер Крис Вайц, позднее перекинувшийся на заключительные тома «Сумерек», снял «Золотой компас» с Николь Кидман, Дэниелом Крэйгом и Евой Грин. В киноверсии картину мира значительно упростили, антиклерикальный месседж выскоблили, а в финале придумали чуть ли не хеппи-энд — фильм с треском провалился. Понадобилось десятилетие и феномен «Игры престолов», чтобы к фантастической саге подступились вновь — уже более основательно.