Алиса Хазанова: Менять отношение к правам женщин нужно не в киноиндустрии, а в реальной жизни
22 и 23 ноября в Москве пройдут показы мультимедийного спектакля Максима Диденко «Девушка и смерть», посвященного жизни советской актрисы Валентины Караваевой. Исполнительница главной роли Алиса Хазанова рассказала «Снобу», как создавался спектакль, об отношении к смерти и о правах женщин в России
У Валентины Караваевой трагичная судьба. Первая же роль в кино принесла ей всероссийскую славу, но через год она попала в автокатастрофу и больше не снималась. Умерла актриса в нищете и забвении, и последние годы снимала саму себя на камеру. Как возникла идея создать спектакль о жизни Караваевой и почему вы решили сыграть в нем?
Если честно, я не выбирала роль, она сама нашла меня. В своей работе я обычно отталкиваюсь не от постановки, а от тех, с кем мне хочется поработать. В этот раз это были Максим Диденко, Галя Солодовникова, с которой мы уже не раз сотрудничали, позже присоединился актер Алексей Розин. Собралась интересная команда, с которой мы решили что-то сделать, а материал уже искали вместе. Тогда же сразу несколько человек из разных компаний заговорили со мной о жизни Валентины Караваевой, я пришла с этим предложением к Максиму, и мы решили, что с этой историей будет интересно соприкоснуться. После этого к проекту присоединился драматург Валерий Печейкин, который и создал сценарий.
Ɔ. О чем этот спектакль?
В спектакле мы рассуждаем на очень личную для каждого человека тему отношения к смерти, и история Валентины Караваевой, удивительная и трагичная, стала неким проводником для нас.
Мы все знаем, что жизнь конечна, однако человеческая природа такова, что думать об этом некомфортно, не хочется, да, наверное, и не нужно. Но если ты сознательно приходишь к этому размышлению, это становится каким-то внутренним переходом на другой уровень. Мы всей командой ощутили это во время работы. Спектакль мы делали и репетировали в Лондоне, в небольшой театральной студии в деловом районе среди офисных зданий и банков. В какой-то момент у всех появилось ощущение, что мы оторваны от остального мира, полностью погружены внутрь.
И вот это тотальное погружение помогло нам создать спектакль-размышление о конечности и хрупкости жизни, о том, что, по сути, это только миг, и о том, как сложно и как важно быть абсолютно честным с самим собой в своих эмоциях. На сцене я играю «девушку», а Алексей — «смерть», но на самом деле мы часть одного целого. В какие-то моменты он мой проводник, а в какие-то — оппонент. Но, по сути, все это внутренний голос, который есть у каждого из нас, и иногда этот голос становится слишком громким и мешает жить.
Ɔ. Вам самой знаком страх забвения?
Думаю, что забвение и страх забвения — это общечеловеческая история, очень много людей в самых разных профессиях могут беспокоиться, что их забудут либо коллеги, либо семья и следующие поколения, либо публика. У творческих людей этот страх просто более гипертрофирован.
Однако забвение при жизни вовсе не означает, что не начнется какой-то второй круг и человека не откроют заново. Самый очевидный пример — Валентина Караваева. Сейчас мы с вами сидим и говорим о ней, я играю в спектакле, посвященном ее жизни, а значит, ее история живет. Забвение — страшная сторона актерской профессии, и переживать это годами, не имея возможности реализоваться, очень тяжело.