Первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука на водороде

ТехИнсайдерHi-Tech

Пассажир на гиперзвуке

Одной из премьер авиасалона в Ле-Бурже в этом году станет прототип Destinus 3 – первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука, используя чистое водородное топливо. Но это только начало. Разработчики новой модели ориентируются на куда более грандиозную цель – открыть эру пассажирских перелетов на гиперзвуке.

Текст: Роман Фишман

Коммерческие авиалинии начали перевозить пассажиров еще во время Первой мировой войны. Дистанции редко превышали сотню километров, но даже такой небольшой перелет помогал быстрее добраться до нужного места – например, если путь пролегал через Ла-Манш или залив Тампа, разделяющий города Тампа и Санкт-Петербург во Флориде. Появление турбореактивных самолетов позволило связать населенные пункты, разделенные тысячами километров. Дорога из Москвы до Петербурга (уже в России) сегодня занимает чуть больше часа, до Новосибирска – около четырех. Планета стала чуть меньше и доступнее для людей, но на этом прогресс притормозил.

Современные авиалайнеры доставляют пассажиров в самые далекие уголки Земли, переносят с континента на континент. Но и скорость жизни увеличилась: 14-часовой перелет из Европы в Юго-Восточную Азию или 20-часовой – в Австралию кажутся затруднительными для рядового путешественника. Попытки выпустить в дальние рейсы сверхзвуковые самолеты Concorde и Ту-144 обернулись множеством проблем, в итоге обе программы через несколько лет пришлось свернуть.

В частности, оказалось, что стоимость билетов делает их экономически невыгодными, а неизбежный шум звуковой ударной волны не позволяет двигаться самым коротким маршрутом, если только он не проходит над океаном.

Возможно, решить эти проблемы удастся, перейдя от сверхзвуковых скоростей сразу к гиперзвуковым, на уровень 5–6 М – более 6000 км/ч. Такую цель преследует стартап Destinus, исследовательские центры которого работают сразу в нескольких европейских странах. «Многие гранты, которые выдают государства Евросоюза, нацелены на внутреннее использование: где получил деньги, там их и надо потратить, – объясняет основатель Destinus Михаил Кокорич. – Поэтому процесс разработки разнесен по группам, находящимся в Швейцарии, Испании, Германии и т.д.». И действительно, не так давно испанское министерство науки выделило компании пару новых грантов на создание водородного двигателя, но с условием, что испытательная площадка для него будет возведена под Мадридом.

Летательный аппарат сможет подниматься в мезосферу. Благодаря большой высоте и разреженности воздуха шум при гиперзвуковом полете составит лишь 98ДБ – громко, но не настолько, как у сверхзвукового Concorde.

Без груза

Прежде чем спуститься на уровень пассажирской авиации, Михаил занимался более высокими сферами, космическими. Его стартап Dauria стал первой робкой попыткой создания в России частной компании – разработчика спутников. За Dauria последовало несколько сравнительно успешных стартапов за рубежом: Helios, AstroDigital, Momentus... «В какой-то момент мне стало ясно: главная проблема космоса в том, что все его рынки небольшие. В 2000-е мы сильно переоценивали их потенциал и скорость роста, – признается Михаил Кокорич. – Пока это крохи: спутниковая съемка – максимум пара миллиардов долларов, индустрия запусков тоже способна прокормить лишь нескольких лидирующих игроков». На этом фоне авиация показалась более привлекательной сферой с куда большими и реалистичными перспективами. «Первой нашей идеей стала перевозка грузов на гиперзвуковой скорости», – говорит Михаил. Концепция подразумевала, что летательный аппарат самолетного типа сможет подниматься в мезосферу, на высоту нескольких десятков километров, чтобы встречать меньше лобового сопротивления и развивать гиперзвуковую скорость. Шум от такой машины будет намного слабее, а возможность стремительно покрывать огромные расстояния позволит облетать континенты, не приближаясь к густонаселенным областям, и доставлять срочные грузы, в том числе дипломатическую почту и органы для пересадки. Однако вскоре стало ясно, что грузовые авиаперевозки не та область, где возможен прорыв. С точки зрения требований к сертификации и безопасности создание подобного лайнера сопряжено с теми же трудностями, что и пассажирского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Дело вкуса: как формируются и почему меняются предпочтения в еде — объяснение нутрициолога Дело вкуса: как формируются и почему меняются предпочтения в еде — объяснение нутрициолога

Вкусовые предпочтения меняются со временем. Но с чем это может быть связано?

Psychologies
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Почем ненависть для народа Почем ненависть для народа

Как Венсан Кассель стал лицом злых улиц и лицом с обложки

Weekend
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Как правильно создавать промпты для ChatGPT: несколько простых правил Как правильно создавать промпты для ChatGPT: несколько простых правил

Рассказываем о том, как правильно составлять запросы для ChatGPT

CHIP
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Мессенджер в голове: есть ли перспективы у «техно-телепатии» Мессенджер в голове: есть ли перспективы у «техно-телепатии»

Как людям обмениваться мыслями, не став жертвами унификации

VC.RU
Маломощные реакторы спасут мирный атом Маломощные реакторы спасут мирный атом

Репутация – главная проблема атомной энергетики в XXI веке

Популярная механика
Насколько велик Юпитер: масштабы самой большой планеты Солнечной системы Насколько велик Юпитер: масштабы самой большой планеты Солнечной системы

Как представить настоящий размер Юпитера?

ТехИнсайдер
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Слайд-шоу Слайд-шоу

Космические корабли, инновационные мотоциклы и складные дома

ТехИнсайдер
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
В доме мечты В доме мечты

Пространство на стыке классических традиций, современности и любви к искусству

SALON-Interior
Поразительные паразиты Поразительные паразиты

Есть в паразитах и своя пугающая красота: они изящно манипулируют хозяевами

ТехИнсайдер
Гиены из грота Гауттари погрызли неандертальские кости около 66-65 тысяч лет назад Гиены из грота Гауттари погрызли неандертальские кости около 66-65 тысяч лет назад

Группа ученых представила результаты исследований, проходивших в гроте Гуаттари

N+1
Миссия: металл Миссия: металл

Зонд Psyche должен будет осмотреть целиком металлический мир

ТехИнсайдер
«Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз, которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни «Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз, которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни

Начните говорить то, что хотите сами — результат вас удивит и порадует

Psychologies
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Что посмотреть в ближайшем зарубежье: Узбекистан, Казахстан, Монголия Что посмотреть в ближайшем зарубежье: Узбекистан, Казахстан, Монголия

Кристина Резникова собрала гид по соседним с Россией безвизовым странам

РБК
По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Полезная растяжка. 6 упражнений для эффективной тренировки и советы эксперта Полезная растяжка. 6 упражнений для эффективной тренировки и советы эксперта

Хочешь обрести красивые формы и поддерживать здоровье, прилагая минимум усилий?

Лиза
Красота по-японски Красота по-японски

В чем суть ключевых понятий японской эстетики?

Вокруг света
Уроки сербского Уроки сербского

Милош Бикович — о тех уроках, которые ему преподнесла жизнь

Men Today
Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Королева Элизабет и её свита

Наука и техника
Зачем на самом деле были построены истуканы на острове Пасхи? Зачем на самом деле были построены истуканы на острове Пасхи?

Назначение изваяний на острове Пасхи долго оставалось загадкой

Maxim
«Нейроны печали»: где живут эмоции — взгляд ученых «Нейроны печали»: где живут эмоции — взгляд ученых

Что нейроученые думают об эмоциях?

Psychologies
Пещерные мурены начали терять зрение по глазу за раз Пещерные мурены начали терять зрение по глазу за раз

У некоторых особей мурен остался только правый глаз

N+1
От суфражисток до #MeToo: все, что нужно знать о четырех волнах женского движения От суфражисток до #MeToo: все, что нужно знать о четырех волнах женского движения

Женское движение за свою почти двухсотлетнюю историю прошло серьезную эволюцию

Forbes
Черный чай против зеленого: какой полезнее Черный чай против зеленого: какой полезнее

Как черный и зеленый чаи влияют на здоровье?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении