В XIX веке в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль

Культура.РФКультура

Театральный этикет в XIX веке

Автор: Ирина Кирилина

0:00 /
463.86
Борис Кустодиев. В ложе (фрагмент). 1909. Частное собрание

В XIX веке в театр ходили не только для того, чтобы посмотреть спектакль. Это было такое же светское событие, как и бал: мужчины обсуждали политику и заводили полезные знакомства, дамы обменивались новостями и демонстрировали роскошные наряды. Рассказываем о том, как публика XIX века вела себя во время спектакля и в антракте, где могли сидеть женщины и кто занимал первые ряды партера.

«Как в великосветской гостиной»

Театральный этикет XIX века содержал довольно строгие требования к внешнему виду. Он определял даже необходимую глубину декольте: чем ниже был ярус, в котором сидела дама, тем более глубоким был вырез на ее платье. Наряд следовало выбирать вечерний, но не бальный. Он мог быть яркого цвета, с пышной отделкой из цветов, лент и кружев. Дамы постарше могли прикрыть декольте легкой накидкой. Любое платье обязательно дополняли перчатками, веером и шляпкой подходящего цвета. Из украшений в театр надевали бриллианты. Высокие прически и головные уборы были дурным тоном: они заслоняли сцену тем, кто сидел сзади. «В театре должно держаться точно так же прилично и воспитанно, как в великосветской гостиной», — говорилось в своде правил этикета, который хранится сейчас в музее Минусинского театра.

Мужчины приезжали в театр в черных, синих или темно-красных парадных фраках, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и манжетами, вышитых жилетах из цветной ткани. Обязательным элементом их костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа. В XIX веке в моду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет.

Мстислав Добужинский. Дания. Театрик (фрагмент). 1912. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Места в зале

Зрители рассаживались в театральном зале соответственно положению в обществе. Первый ряд в партере занимали министры, послы и их секретари, высшие военные чины. Места во втором и третьем рядах выкупали сановники дворянского происхождения. За ними сидели офицеры среднего ранга, банкиры, иностранцы и знаменитые артисты.

Осип Любич. Театральная ложа (фрагмент). 1925. Частное собрание

Зрители делились в зале и по театральным предпочтениям. Справа рассаживались те, кто бывал в театре от случая к случаю. Левую сторону занимали завсегдатаи — те, кто часто бывал на спектаклях и порой имел собственные места, выкупленные на несколько постановок вперед.

Быть каждый вечер в театре, хоть бы на несколько минут, сделалось для них необходимой потребностью души и тела… по их мановению делаются рукоплескания и вызовы артисток, по их мановению плохая игра также сопровождается змеиным шипением; это ареопаги московского театра. Они производят решительные приговоры на таланты и оркестровку больших опер, их уважают, даже боятся многие актрисы и танцовщицы... Павел Вистенгоф, «Очерки московской жизни»

До 1860-х годов дамы не могли появляться в партере: считалось, что там они слишком привлекают к себе внимание окружающих. Женские места находились на балконах и в ложах, где им отводили передние кресла. Со второй половины XIX века дамам разрешили сидеть в партере. Однако одеваться в этом случае надлежало скромно, лучше всего в черное закрытое платье и городскую шляпку без пышной отделки. Появляться в театре одной также было неприлично: дамы приходили с супругами, юных девушек сопровождали родители, старшие родственницы или замужние сестры.

Незнатная публика — студенты, торговцы, мелкие чиновники — занимала места на галерке. Этот ярус располагался дальше всего от сцены. Часто вход на него был отдельным.

Наталья Нестерова. Ложа (фрагмент). 2004. Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Поведение во время спектакля

Как и в наше время, опаздывать в театр в XIX веке было неприлично. Однако допускались исключения: зрители, которые выкупали места в ложах, могли прийти после начала спектакля или даже посмотреть всего одну сцену, которая особенно их интересовала. Ложи обычно имели отдельный вход, поэтому в таком случае опоздавшие не мешали ни актерам, ни остальной публике.

Во время спектакля у аристократов считалось дурным тоном громко обсуждать актеров, костюмы и декорации, кричать «браво» или «бис». Аплодировали только мужчины: женщинам не следовало так бурно выражать свои эмоции.

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Фарс (фрагмент). 1907. Частное собрание

В партере и на балконе нельзя было есть или пить, когда шел спектакль. Фрукты, сладости и прохладительное питье приносили только в ложи, где располагались члены императорской семьи и высокопоставленные аристократы.

Чтобы лучше видеть действие на сцене, зрители пользовались небольшими театральными биноклями. Однако смотреть через них допускалось только на актеров: этикет запрещал разглядывать публику в зале. Молодым девушками не позволяли осматриваться по сторонам и без биноклей: взглянуть на других зрителей они могли только в антракте, да и то как можно незаметнее.

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Драма (фрагмент). 1907. Частное собрание

Правила антракта

Во время антракта женщинам, которые находились в ложе, по этикету не следовало покидать ее. Мужчина, сопровождавший даму, уточнял, не нужно ли ей мороженого, фруктов или какого-нибудь питья, а затем сам приносил все необходимое.

Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними. Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля. Правила поведения в Большом театре

Если в зале было душно, дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины или родственницы, с которыми они пришли. Однако писатель Павел Вистенгоф отмечал, что это правило соблюдали не все.

Петр Нилус. Антракт (фрагмент). 1924. Частное собрание

Когда играют в Большом театре, то во время антрактов в коридорах верхних лож происходят шумные и хохотливые прогулки посетителей и посетительниц, занимающих те ложи. Часто дамы, если не сопровождаются кавалерами, встречая знакомых мужчин (приходящих из кресел нарочно потолкаться в этих коридорах), пристают к ним и просят попотчевать яблоками или виноградом. Тут бывают иногда маленькие объяснения в любви, вознаграждаемые изъявлением согласия, чтоб проводили из театра домой... Павел Вистенгоф, «Очерки московской жизни»

Мужчины же во время антракта гуляли по фойе, встречались со знакомыми, обсуждали спектакль и свежие новости. Этикет предписывал разговаривать тихо — так, чтобы не мешать остальным и чтобы другие люди, проходящие мимо, не могли прислушаться к беседе.

Юрий Пименов. Антракт (фрагмент). 1970. Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Глеб Давидюк: Что будет с российским венчуром Глеб Давидюк: Что будет с российским венчуром

Даже в кризис государство оказывает поддержку высокотехнологичным отраслям

СНОБ
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
На даче На даче

Мы навестили своих героев на дачах, где творится полноценная рубрика Party

Tatler
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Древняя «щука» оказалась экологическим аналогом осетра Древняя «щука» оказалась экологическим аналогом осетра

Раньше считалось, что она была хищником-засадчиком, напоминавшим щуку

N+1
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
10 причин смотреть (или пересматривать) сериал 10 причин смотреть (или пересматривать) сериал

Вспоминаем самого любимого инопланетянина конца восьмидесятых

Esquire
Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Опережая некролог Опережая некролог

Отрывок из мемуаров Александра Ширвиндта «Опережая некролог»

СНОБ
Парижский синдром: почему у японских туристов, приезжающих во Францию, развиваются психические расстройства Парижский синдром: почему у японских туристов, приезжающих во Францию, развиваются психические расстройства

Почему японцы болеют "парижским синдромом" и стоит ли его опасаться туристам

Esquire
Он сшил форму, в которой побеждает Хабиб, и увеличил выручку в 16 раз за два года. Он сшил форму, в которой побеждает Хабиб, и увеличил выручку в 16 раз за два года.

Это история предпринимателя из Пензы, который нашел голубой океан

Inc.
«Мальчик по вызову» «Мальчик по вызову»

Как живут мужчины, торгующие своей любовью за деньги

Cosmopolitan
Как читать «Доктора Живаго» Как читать «Доктора Живаго»

Как Пастернак подвел романом «Доктора Живаго» итоги своего жизненного пути

Культура.РФ
Маттиас Брешан (CEO Rado): «У вас должно быть столько часов, сколько вы можете себе позволить» Маттиас Брешан (CEO Rado): «У вас должно быть столько часов, сколько вы можете себе позволить»

Интервью с генеральным директором Rado – Маттиас Брешан

GQ
Рождение легенды Рождение легенды

Производство вычислений во всяком деле имеет важное значение

Наука и жизнь
Униформа в моде и современной культуре Униформа в моде и современной культуре

За что рынок моды так любит спецодежду?

СНОБ
Мясной клуб Мясной клуб

Даже в разгар сезона овощей многие не мыслят жизни без мяса

Худеем правильно
Люди не смогли определить заразных по кашлю Люди не смогли определить заразных по кашлю

Звуки не могут быть валидными показателями того, что человек заразен

N+1
Влюблен и oкрылен Влюблен и oкрылен

Актер Кузьма Сапрыкин о театре, смене амплуа и роли баскетбола в его жизни

OK!
Детектор темной материи XENON1T зарегистрировал аномально большое число событий Детектор темной материи XENON1T зарегистрировал аномально большое число событий

Коллаборация XENON1T сообщила о новых результатах

N+1
Ленин: история пломбированного вагона Ленин: история пломбированного вагона

Отрывок из книги «Ленин. Человек, который изменил все»

СНОБ
«Сделать летающую машину — не самое сложное». Илон Маск — о будущем «Сделать летающую машину — не самое сложное». Илон Маск — о будущем

Глава SpaceX часто высказывается о конкуренции с русскими в области космоса

РБК
Всемирный потом: правила упорядоченной прокрастинации Всемирный потом: правила упорядоченной прокрастинации

Тайны упорядоченной прокрастинации

Esquire
Любимые автомобили Марка Уолберга Любимые автомобили Марка Уолберга

Удивительно, как в его гараже уживаются гоночные модели и минивэны

GQ
Прекрасные красные Прекрасные красные

Создание гастрономических пар с красными винами

Bones
Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина

75-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Правила жизни Майка Тайсона Правила жизни Майка Тайсона

Правила жизни знаменитого боксера Майка Тайсона

Esquire
От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева

Леонида Куравлева любила вся страна — каждая его роль становилась культовой

Cosmopolitan
Функциональные связи мозга не дали развиться наркозависимости Функциональные связи мозга не дали развиться наркозависимости

Даже в группе риска — при наличии семейной истории и потреблении веществ

N+1
Открыть в приложении